«Сознаюсь, что вначале к детским зрителям я относился довольно безразлично. Меня, может быть, только забавляла чистая непосредственность их восприятия. Однако я уже вскоре обратил внимание и начал призадумываться над этим восприятием.
Оказывалось, что дети не любят и не воспринимают неправды и всякой фальши на сцене в большей степени, чем взрослые, что они в то же время абсолютно верят во «всамделишность» всего происходящего, что они отличают настоящую правду от актёрского позирования или кривляний и реагируют на эту правду жизни активно и благодарно.
В дальнейшем я пришел к убеждению, что детская простодушная аудитория - это идеальный зритель, тот активный зритель, который может быть вовлекаем в действие, зритель, который органически и непосредственно отбрасывает и чувствует всяческую фальшь, который не терпит, наконец, отсутствия действия на сцене, тот зритель, который непосредственней какого бы то ни было зрителя может быть потрясен и взволнован, обрадован происходящим на сцене. Какой же зритель может быть лучше для актёра?
Этот зритель - своеобразный термометр для проверки любого спектакля, для утверждения жизненности или же неубедительности любого положения, любой выдумки. Конечно, только в сфере, доступной этому зрителю. Вот на такого простодушного, но по-своему взыскательного зрителя я и стал мысленно ориентироваться во многих дальнейших моих работах.
Я не жалею и с благодарностью вспоминаю о том времени, когда я участвовал в стольких начинаниях, когда я встречался с разнообразным зрителем».
Ильинский И.В., Сам о себе, М., «Всероссийское театральное общество», 1961 г., с. 98.
Справедливость требует отметить, что тестирование новой кинокомедии по реакции детей практиковал и Чарли Чаплин…