Организация конкуренции примадонн в опере по Георгу Генделю

«… Георг Фридрих Гендель обосновывается в британской столице. Он появляется в Лондоне в 1719 году, основывает Королевскую академию и выступает продюсером в оперном деле. С 1724 года он уже Джордж Фредерик Гендл, подданный английской короны, которая правит также в немецком Ганновере. Немцем является и его компаньон - Иоганн Якоб Хейдеггер из Нюрнберга.

Он как никто умеет выманивать у богатых деньги своими прославленными маскарадами - костюмированными балами, обставляемыми с необычайной помпой. Гендель пишет одну оперу за другой, в том числе такие шедевры, как «Отгон» и «Юлий Цезарь». К своему немецкому наследию он ещё не обратился, лишь впоследствии оно подтолкнёт его к созданию великих ораторий, отражавших также влияние английской хоровой традиции. Пока что он композитор итальянского толка в самом чистом виде. Как таковой он приглашает в свою труппу наиболее дорогих певчих птичек и подбрасывает им самый подходящий корм, необходимый для их драгоценных голосов: тропически пышные оперы в неаполитанском стиле, где гирлянды арий заслоняют действие. Его излюбленная певица - Франческа Куццони. На протяжении многих лет «пармский соловей» не имеет серьёзных соперников. Диапазоном и силой голоса она может поспорить с самыми знаменитыми из кастратов. В быту однако «соловей» - существо капризное и тираническое. Горе тому, кто посмеет идти против её воли, в том числе и маэстро, если он напишет арию не так, как ей хотелось бы! Но тут, что называется, коса находила на камень. Однажды, когда она упорно отказывалась петь свою партию, немецкий медведь обхватил отбивающуюся Франческу поперек туловища и прижал к раме открытого окна. «Вы, конечно, истая дьяволица, - прорычал он, - но зарубите себе на носу, я - вельзевул, царь демонов».

Будучи владельцем оперы, Гендель неустанно заботится о пополнении её труппы самыми выдающимися артистами. С этой целью он отправляется в Вену, ведь в то время лучшая на континенте итальянская опера была при дворе императора Карла VI (который самолично выступал в роли дирижёра). Гендель уводит у Габсбурга юную певицу, которой поклоняется вся Вена, - Фаустину Бордони. Для этого ему приходится раскошелиться: уже получая сто пятьдесят тысяч гульденов, она принимает его приглашение лишь после того, как он предлагает ей огромный оклад - две тысячи пятьсот фунтов в год, что на пятьсот фунтов больше, чем платят великой Куццони. Но у Генделя точный расчёт: соперничество между двумя примадоннами наивысшего класса подымет популярность Королевской академии.

Последующие события показали, что Гендель не промахнулся. Стоило Фаустине приехать, как город охватила небывалая оперная лихорадка. Одни брали сторону Фаустины, другие горой стояли за Куццони, певиц натравливали друг на друга, из-за них дрались на дуэлях.

Простолюдины, которым дорогие билеты в театре Хаймаркет не по карману, со спортивным интересом следят за войной слухов и арий, искусно раздуваемой авторами дешёвых памфлетов.

Если верить легенде, сын герцога Орлеанского пересекает канал, чтобы с помощью шпаги защитить честь Фаустины. В противостояние примадонн вмешивается политика. В Англии испокон веков существовали две традиционные партии - тори и вигов. Сейчас возникают новые партии - куццонистов во главе с лэди Пемброк, и фаустинистов, предводительствуемых не больше не меньше как графинями Барлингтон и Делавэр и аж самим кронпринцем.

Перед Генделем, руководителем труппы, встала трудная задача - поддерживать мир в собственном доме. Поначалу ему это частично удавалось, главным образом потому, что при распределении ролей он старался ни одну не обидеть и каждой давал блестящую роль, для которой она словно была создана. Их первое совместное выступление в 1726 году (давали оперу мастера «Александр») явилось триумфом для всех действующих лиц. Александра Великого пел в качестве сопрано знаменитый кастрат, грустную Розауру - Куццони, а жизнерадостную Роксану - Бордони, и каждый выложился до конца. Замечательное трио виртуозов оперы не имело себе равных на всем протяжении века бельканто.

Трудно представить себе двух более разных женщин, чем эти две примадонны. Общим у них был лишь год рождения - обе появились на свет в 1700 году. Бордони, красивую элегантную даму из благородного семейства, принимали у лордов с подобающими леди почестями. Куццони, маленькая, толстая и некрасивая, происходила из низов. За её спиной стояли прежняя слава и неподражаемое искусство в исполнении адажио. Зато Бордони превосходила её в колоратуре, а кроме того располагала козырями, которыми широко пользовалась в борьбе за расположение публики: её верным союзником был эрос.

После целого года относительного затишья в 1727 году разразился шумный скандал, и не где-нибудь, а прямо на сцене. Давали «Астианакса» Бонончини, в котором обе певицы пели ведущие партии. На премьере куццонисты освистывали Бордони, а фаустинисты - Куццони. И без того напряжённые нервы дам не выдержали. На втором представлении, где публика вела себя точно так же, примадонны сцепились как два разъяренных бойцовых петуха. Забыв про достоинство, с каким надлежит держаться дочери Менелая и вдове Гектора, они таскали друг друга за волосы, царапались и дрались. На сцене воцарился хаос. Рыдая от ярости, истекая кровью, обе певицы покинули театр».

Курт Хонолка, Великие примадонны, М., Аграф», 1998 г., с. 35-36.