Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Психотерапия и психиатрияДушевные отклонения и болезни...
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«Если Джуна - это пламя, то Кашпировский - настоящий лёд. Здесь стилистика прагматики, стилистика сухого реализма. Ничего лишнего. Всегда одетый в одно и то же. Человек в свитере без всяких прибамбасов, который говорит всегда серьёзно и никогда не шутит. Человек, который 20 лет проработал в Виннице в сумасшедшем доме. В обычной психушке, не элитной. Простым врачом. Человек, который знает все крайние человеческие проявления.
Свои гастроли он начинал как лектор по вопросам психологии и психики. Просто ездил и читал лекции. Делился своим большим и своеобразным опытом. Его открытие заключалось в том (и это опять-таки открытие, органичное для того времени), что он решил вывести свои сеансы на большое телевидение. Он решил создать беспрецедентную по охвату аудиторию. У него появилась догадка, что вынесенная на большую аудиторию работа с людьми создаёт совсем другой, качественно новый эффект. Пациент будет лечиться не только за счёт внушения врача, но и за счёт массового резонирующего воздействия.
На человека начинают влиять положительные слухи. Разговоры о целителях. Мнение соседки. Человеку проще себе нечто внушить, если все вокруг толкуют, что это поможет. Стало быть, важно создать для него некую среду. Чтобы он, явившись на сеанс, обнаружил, что ещё 4 тысячи таких же страждущих уверены, что у них все будет хорошо. И вот этот эффект совместности - он и лечит на самом деле. Этого не могут взять в толк те, что предлагают: вот пусть Кашпировский лечит один на один, как любой врач-психиатр. А выносить на массовую аудиторию - это неправильно. Такие советчики фактически лишают психотерапевта одного из важных его инструментов. Если не главного. Сопричастность и вера. Вера победила войну. Вера ведёт человека совершать чудеса. Вера вытаскивает его из сложнейших жизненных ситуаций. И эта вера не всегда рождается один на один.
Ну что увидит тет-а-тет пациент, который придет на прием к врачу Кашпировскому? Невысокого постриженного мужчину, который отрывисто говорит, который, естественно, воздействует, пытается давить на психику. Больной выйдет и скажет: «Что-то мне не понравилось. Кто он вообще такой, почему так давит? Что за ним стоит?» Это в нашей природе - пытаться уяснить, а есть ли авторитет у человека? Рассуждаем: а что он такого сделал, что так себя держит?
Совсем иное дело - аудитория в 100 миллионов. И пусть хотя бы 10 процентов верят, что недуг у них пройдёт. Энергия 10 миллионов человек - это сила, которая многое может перевернуть. Мы помним, как было во время украинских выборов. На улицах Киева собиралось 500 тысяч, а то и миллион человек. Казалось бы, что такое миллион, когда в стране живут 50 миллионов? Разве могут два процента населения решать за всех остальных? Но смысл был в том, что они передавали всем свою энергетику. А энергетика была сумасшедшая. Собственно, это сеанс Кашпировского, переданный на весь мир.
А теперь представьте десять миллионов, которые верят, что они исцелятся. 10 миллионов верующих людей! Это же страшная сила! Они способны завести всю страну. Они способны доказать другим, что им помогает. А если это передается другим, то механизм исцеления реально запущен. Когда Кашпировский впервые появился в программе «Взгляд», а привёл его туда Политковский, это имело колоссальный успех. На телевидении я с Анатолием Михайловичем и познакомился. И при мне, даже, не буду скромничать, не без моего участия, родилась идея: провести несколько массовых сеансов психотерапии прямо на голубом экране. Проект запустили. Начались телесеансы. Было их всего шесть. Для многих сия констатация, наверное, прозвучит как откровение. Потому что возникло всеобщее ощущение, что Кашпировского на телеэкране «было очень много». Что это такой большой и длительный телепроект. В этом тоже был элемент внушения. Трудно вспомнить и назвать телевизионную передачу, которая бы шла шесть раз и так запомнилась населению. Есть передачи, которые идут 30 лет. Их все равно никто не смотрит и не помнит.
А здесь шесть раз прошло - и народ вспоминает об этом так, как будто Кашпировский был всегда. В чём секрет? В пресловутом резонансном эффекте. В этих знаменитых 10 миллионах, которые поверили и дали мощнейшую энергетику. В какой-то момент Кашпировский получал писем больше, чем газета «Правда». Возникло то, что потом на Украине назвали «глазами Майдана». Глаза Майдана - это практически сверхъестественная сила.
Государство быстро осознало мощь Кашпировского. И явно испугалось его мощи. Возникло противодействие. Повсюду стали появляться разоблачительные и негодующие статьи наших старпёров-академиков. Они писали, что все это безобразие, что на сеансах возникает отрицательный эффект, что люди себя плохо чувствуют. И что Кашпировский вообще-то шарлатан. Было в этом, правда, явное противоречие. С одной стороны, вы говорите, что Кашпировский шарлатан и вообще ничего не лечит; с другой стороны, вы утверждаете, что на сто сеансах люди себя плохо почувствовали. А кто-то до сих пор крутит головой и не может остановиться. Но одно противоречит другому. Либо мы договариваемся, что все это иллюзион, либо эффект всё-таки признаём, но допускаем, что он бывает иногда отрицательным.
Впрочем, следовать логике никто и не пытался. Сеансы просто прекратили по команде с самого верху. Но они продолжились в Польше. Ещё несколько лет они шли в Варшаве и имели бешеный успех, нс меньший, а может быть, и больший, чем в России. Потому что там как раз-таки было не 6 передач: сеансы шли длительное время. Кашпировский стал популярной личностью. И даже помог во второй раз избраться Леху Валенсе, с которым был в хороших отношениях. Для польских выборов записали специальный предвыборный ролик. По замыслу сценаристов Кашпировский должен был что-то сказать за Валенсу, что-то типа «поддержите Валенсу!», сделать такое внушение. Но во время одного из дублей он чихнул. И чихнувши, автоматически произнёс: «Ну, на правду!» А потом, пересмотрев, что получилось, попросил: «этот дубль с чиханием и оставьте». Он понял, что вот этот чих и последующая фраза - и есть толчок. И есть искомый удар. То, что он называл - установка. «На правду!» - вот это и бьёт по аудитории. Получился такой интересный, креативный ролик, который отличался от всех остальных».
Митрофанов А.В., По обе стороны кремлёвского занавеса, М., «Эксмо», 2005 г., с. 83-86.