Ю.М. Лотман опубликовал тезисы: «Проблемы сходства искусства и жизни в свете структурального подхода».
«… марксисты были опасливыми и оговорочными, начиная с главного труда В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) и кончая сочинениями советских философов: они боялись, как бы не преувеличить роль наблюдателя и не впасть в субъективизм, поэтому готовы были отказаться от диалектического и сложного соотношения субъекта и объекта и предпочитали акцентировать «голую» объективность внешней действительности. […]
Статья почти целиком построена на методе структуральных оппозиций (Лотман опирается на «Основы фонологии» Н.С. Трубецкого и цитирует эту книгу): нахождение в двух явлениях непохожих свойств возможно лишь тогда, когда есть и сходные черты, только в таком случае возможно сравнение. И? наоборот, в сходных явлениях важно найти отличающее одно от другого. Предмет в искусстве как будто бы похож на свой прототип в жизни, и можно найти в них общее, но не менее существенны и отличия.
И далее Лотман, опираясь на якобсоновское включение метафоры (сравнение по сходству) и метонимии (сравнение по смежности) в поэтическую функциональность, переходит к анализу эстетического восприятия (обращаю внимание на гносеологический, познавательный аспект этого анализа).
В эстетическом восприятии Лотман отмечает три психологических акта:
1) «метафора», узнавание по сходству изображённого с изображаемым;
2) «метонимия» - выделение в изображаемом тех частей и свойств, которые специфичны именно для него, а заодно и элиминирование всего несущественного;
3) противопоставление изображённого своему прототипу с учётом всего неизображённого.
И далее следует такой жесткий «структуралистский» вывод: «Общее не изображается, воспроизводится лишь отличное. Но различие есть отношение, а не предмет. Отношение нельзя изобразить - оно осознаётся при сопоставлении изображаемого и неизображённого» (с. 97 тезисов)».
Егоров Б.Ф., Жизнь и творчество Ю.М. Лотмана, М., «Новое литературное обозрение», 1999 г., с. 105-106.