«У Рихтера была способность одним словом объяснить очень многое.
В третьей части есть место, где рояль перестает играть и альт остаётся один. В обычном понимании здесь начинается каденция альта. И вдруг на одной из репетиций Святослав Теофилович мне сказал:
- Юра, вы знаете, это скорее, не каденция, а тутти.
Так он буквально словом перевернул всё, указал на то, что я в темноте, на ощупь, пытался найти, но не успел. Тутти - это значит играть мощно, вместе, «всем оркестром», без мелких отклонений и каденциозных находок.
Рихтер - выдающийся ансамблист. Наверное, если бы он был актёром, то тоже великим. И дирижером был бы потрясающим.
Я уже по своему опыту говорю, что малейший импульс, исходящий от партнера, вызывал у него мгновенную реакцию, и притом очень инициативную: он тут же сам что-то предлагал в ответ и ждал твоей реакции, получал её и так далее.
Казалось бы: музыкант с таким ярко выраженным индивидуальным началом, со своим неповторимым почерком...
А он был так гибок!
И нисколько не подавлял...»
Башмет Ю.А., Вокзал мечты, М., «Вагриус», 2003 г., с. 108-109.
Эффект С.Т. Рихтера: крупная личность «вытягивает» из другого человека максимум...