Изучение психологии эгоизма Н.М. Амосовым

«… в опросах специалистов через «Литературную газету» в 1990 г. я попробовал вычленить «человека биологического» из нашего конкретного, социального, и получить количественные данные для модели личности.

Для этого в анкете из 40 пунктов читателям задавались вопросы, составленные исходя из моей гипотезы о механизмах психики, с альтернативными и градуальными вариантами ответов.

Мы получили около 4000 ответов, рассортировали их по профессиям и выбрали «экспертную группу» - из психологов, педагогов, врачей, юристов, то есть, людей, имеющих отношение к психологии. Таких набралось около пятисот. Затем по анкетам провели статистический анализ. Данные опросов были опубликованы в популярных журналах.

Впрочем, я не столь наивен, чтобы поверить в практическую ценность этих ответов и моделей. Но что сделаешь? На то и наука! […]

Общественные потребности являются биологической основой этики. Полностью это признали 56%, частично 26%, отвергли - 18% (из числа ответивших определённо).

Превалирование эгоизма над альтруизмом - в десять раз - признали почти все.

Количественная мера эгоизма отразилась в таких цифрах: люди, в среднем, готовы отдавать для своих детей 15% дохода, детям в своем городе - 1,5%, в своей стране - 1%, а детям в Африке – 1%

Эгоизм, как и властолюбие, связаны с лидерством: «за» 80%. Культура сдерживает эгоизм: «за» 81%. В коллективе эгоизм уменьшается незначительно. Но, в принципе, коллективизм ценится не очень высоко: за хороший коллектив граждане готовы жертвовать всего 7% дохода. Образование на это не влияет.

Только 40% согласились, что у «слабых» людей есть потребность объединяться против «сильных». Ещё 71% признали потребность в вере». 


Амосов Н.М., Моё мировоззрение, М., «Аст»; Донецк «Сталкер», 2003 г., с. 42-43.