Встреча первого Наставника
Постоянный и профессиональный тренингПостоянный тренинг для поддержания своей формы
Отказ творческой личности от соблазновОтказ Творческой личности от навязываемых и/или модных соблазнов
X
Встреча первого Наставника
Постоянный и профессиональный тренингПостоянный тренинг для поддержания своей формы
Отказ творческой личности от соблазновОтказ Творческой личности от навязываемых и/или модных соблазнов
X
Альфред Робертс - отец Маргарет Тэтчер, обладая широким кругозором и большими познаниями в различных областях, требовал того же и от своих детей.
«Каждую неделю мы ходили с отцом в библиотеку, - вспоминает баронесса. - Как правило, мы брали две книги - «серьёзную» для нас и какой-нибудь роман для мамы».
Маргарет ещё не исполнилось и десяти лет, а она уже зачитывалась недавно опубликованным трудом Джона Страчи «Предстоящая борьба за власть», по полочкам разложившим последствия коммунизма. Также её настольными книгами стали сборники речей Черчилля, бестселлеры Роберта Локарта «Пушки или масло», Дугласа Рида «Ярмарка безумия» и Рихарда Кребса «За пределами ночи», посвящённые проблеме нацизма и распространению фашистской идеологии. Что же касается литературных предпочтений, то здесь царил Редьярд Киплинг, перед поэтическим творчеством которого «железная леди» и сегодня готова снять дамскую шляпку.
- Впервые я познакомилась с творчеством Киплинга, когда он умер, и сразу же была очарована его поэмами и рассказами. Как и голливудские фильмы много лет спустя, он открыл мне новый мир романтических возможностей, лежащих далеко за пределами Грэнтема.
Считая чтение недостаточным, Альфред заставлял свою младшую дочь посещать всевозможные лекции, а также периодически устраивал дома различные коллоквиумы по вопросам международных отношений и последним новостям в мировой политике. Наслушавшись таких бесед, Маргарет будет единственным учеником в школе, знавшим в годы Второй мировой войны, какие участки подвергаются бомбардировке военно-воздушными силами Соединенного Королевства. Когда же учительница удивленно спросит её: «И откуда тебе это только известно?» - Мэгги с гордостью ответит:
- Всякий раз, когда по радио объявляют о налёте наших бомбардировщиков, мы достаём атлас и отмечаем это место.
День за днем Альфред продолжал открывать перед Маргарет мир с его неписаными законами и правилами. Когда его дочь захочет пойти на танцы, он прервет её нравоучительным тоном:
- Никогда не делай чего-то только потому, что другие поступают так! Сначала составь собственное представление о том, что собираешься сделать, и уже затем убеждай других следовать за тобой.
В другой раз он скажет ей:
- Жизнь - вещь серьёзная! Она словно знаменитая притча о десяти талантах. Если у тебя, Мэгги, есть какие-то таланты, то зарывать их в землю - страшный грех. Запомни на всю жизнь: твой долг - совершенствовать себя, прилагать к любому делу максимум усилий, соревноваться с другими.
Это короткое слово «долг». Именно оно станет той осью, вокруг которой будет вращаться мировоззрение будущего премьер-министра. Уже спустя годы она признается: - Начиная с младенчества понятие долга очень глубоко укоренилось в моем подсознании.
Пустая трата времени считалась одним из самых страшных грехов в семье Робертсов, поэтому каждое мгновение необходимо было заполнить деятельностью. Так, закончив с уроками, Мэгги спускалась вниз и помогала своим родителям - фасовала сахар, чай, кофе, раскладывала сухофрукты, чечевицу, горох и другие крупы.
- Это великое чувство напряжения - всегда быть чем-то занятым, - признавалась она одному из своих биографов. - Необязательно, что это должна быть какая-то полезная работа - беседы, обсуждения или игра на пианино. Главное - что-то делать. Праздность - это всегда растрата, потеря. Очень важно прожить свою жизнь ради какой-то определённой цели. […]
За годы учёбы в Кественской школе её попеременно хвалили за «прилежание в работе», «демонстрацию глубокого понимания предмета», а также «ясное и логическое мышление».
- Как ей это удаётся? - перешёптывались одноклассницы.
Ни для кого не было секретом, что Маргарет не обладала ни особым умом, ни какими-то выдающимися способностями.
- В ней не было ничего особенного, - признаётся её лучшая школьная подруга Маргарет Гудрич.
С ней согласна и учительница английского языка Мейрджори Сэнсбери:
- Она ничем не выделялась. Маргарет была «правильной» ученицей, а такие обычно быстро стираются из памяти преподавателей.
Да, Тэтчер и правда была лишена искры гениальности, зато она обладала волевым характером и превосходной работоспособностью. Когда другие ученицы играли в салочки или флиртовали с местными мальчишками из Королевской школы, Маргарет корпела над домашними уроками, а когда освобождалась, шла в лавку помогать родителям.
- Я никогда в своей жизни не встречала никого с такой беспредельной трудоспособностью, - замечает Гудрич.
Главным оружием Тэтчер стали усидчивость, зубрёжка и великолепная концентрация внимания. Однажды после экзамена, во время которого разразилась сильная гроза, её одноклассницы принялись обсуждать аномалии природы. Каково же было их удивление, когда, обратившись к Маргарет, они услышали:
- Какая ещё гроза?!
Мэгги настолько погрузилась в заполнение экзаменационного листа, что совершенно пропустила буйство стихии, царившее за окном».
Медведев Д.Л., Тэтчер: Неизвестная Мэгги, М., «Рипол классик», 2009 г., с. 20-21 и 39-40.