Отдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
Принципы телевиденияПринципы работы телевидения
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
Отдельные творческие решения в деятельности средств массовой информации
Принципы телевиденияПринципы работы телевидения
Создание новых продуктов «для масс»Создание новых продуктов «для масс»
X
«Как есть поп-звезды эстрады или религии, справедливо отмечает Симон Кардонский, точно так же возникают и поп-учёные с полным наборам атрибутики поп-звезды.
«Мнения поп-учёных, иногда обоснованные их научными результатами, но чаще всего не обоснованные, стали весьма ходким рекламным товаром. Ведь технологизированная наука жизненно нуждается в массовом потребителе, а значит - в воспитании и формировании массовых потребностей в новых наукоёмких товарах. Оказалось, что вкладывать деньги в персонифицированную научную рекламу и научные страшилки гораздо эффективнее, чем в получение нового знания».
В классической культуре учёный всегда выступал от имени истины, которая чаще всего была недоступна обыденном сознанию. Над ним могли смеяться, его могли уважать, но его не обязаны были понимать все.
Сегодня же внешние обстоятельства в виде рынка стали детерминировать, как это ни кощунственно прозвучит, даже научную продукцию. «А это привело к тому, что востребуемыми в первую очередь оказались не столько фундаментальные знания и творческая потенция учёного, оригинальные идеи и глубина замысла исследовательского проекта, сколько умение подать «товар» лицом, найти нужные формулировки и формы для рекламы этого товара, включив в них именно те значимые, ключевые, «магические» слова и аргументы, которые смогли бы произвести решающее впечатление на людей, распоряжающихся заветными фондами. В итоге преимущество получают не фундаментальные исследования, перспективность которых обосновать и доказать обывателю, сидящему в кресле распорядителя финансами, не просто трудно, но подчас и невозможно, а прежде всего проекты прикладного характера, реализация которых сулит быстрые, конкретные и весомые результаты».
Карен Акопян, Шлягеризация науки
[…] Фактически именно СМИ выполняют роль попсизации науки. Это было в той или иной степени всегда, особенно когда речь шла об адаптации научных открытий к научно-популярным журналам. Дело в том, что учёные выдвигают гипотезы, которые иногда требуют годы и годы проверок и доказательств. Часто эти гипотезы, ещё неподтверждённые, попадают в СМИ как последнее слово науки.
Увеличение объёма информации из мира науки, ограничение времени на разъяснение проблемы - особенно по ТВ привели к тому, что «научное сообщение резко трансформируется - оно начинает жить по законам журналистики, а не научной публикации. И если эти две ипостаси ещё можно хоть как-то совместить в солидной научно-популярной статье: то в короткой, на две странички заметке сделать это практически невозможно. Попробуйте-ка пересказать за две минуты что-нибудь вроде «Влияние спектра метахиразы на мультипликативную w-xpo-мосому у регуляризованной Pochericia Coli»».
Миронов В.В., Поп-культура: симуляция культуры и философии, в Сб.: Философия обществу / Под ред. Б.В. Маркова и Ю.М. Шилкова, Изд-во СПбГУ, 2007 г., с. 208-210.