Приемы любви по Овидию

Овидий написал «Науку любви» (в некоторых переводах – «Искусство любви»).

«Заглавие этой поэмы не должно вводить в заблуждение: непристойного в ней нет ничего, речь идёт исключительно о законах любовного ухаживания, любовного «да» и «нет».

Система выигрышных и проигрышных ходов представлена здесь с вызывающей обстоятельностью и последовательностью: сперва советы мужчине, где найти подругу, как её привлечь, как её удержать, потом советы женщинам, как отвечать на эти действия, и наконец, уже в «Лекарстве от любви», все те же советы ещё раз выворачиваются наизнанку, объясняя, как избавиться от увлечения и выйти из игры.

Всё это превосходно мотивируется тонкими психологическими замечаниями: о том, как свойственно людям стремиться к запретному и недоступному, думать одно и говорить другое, желать и не делать первого шага, ревновать и оттого ещё сильней любить - целая серия парадоксов человеческой природы; и все это живописно изображается в веренице картин, редкостных по богатству бытовых подробностей: тут и отстроенные Августом храмы, и портик, и цирк, и театр, и день рождения, и болезнь, и застолье, и туалет, и покупка подарков.

Оригинальная и яркая, лёгкая и афористичная, поэма сразу врезывалась в сознание читателей, вызывая восторг тех, кто разделял настроение поэта, и возмущение тех, кто его не разделял. Для успокоения последних Овидий с первых же слов предупреждает, что на святость семейного очага он не покушается, что героини его - не римские гражданки, а вольноотпущенницы и приезжие, которым закон предоставляет полную свободу поведения (эти строки он потом процитирует в своё оправдание. Но это никого не успокаивало).

Вдумчивые недоброжелатели должны были негодовать на то, с какою смелостью поэт выдаёт нравы молодых прожигателей жизни за нормы вселенской гармонии, поверхностные - на то, с какой откровенностью рассказывает он о любовных обманах, которым из его книги могут ведь научиться не только гетеры, а и законные жены».

Гаспаров М.Л., Овидий в изгнании / Избранные статьи, М., «Новое литературное обозрение», 1995 г., с. 446.