Отбор творческих и трудолюбивых учеников по Ю.М. Лотману

«Люди талантливые, способные генерировать идеи, редки. Это очень здорово, когда студент или аспирант выдумывает новое, я, как всякий педагог, ценю это. Но если человек оказывается неспособен проколоть воздушный шарик собственной блестящей идеи, когда она обнаружила свою уязвимость, если не готов пожертвовать ею и высиживать новую идею, очень скоро это приведёт к утрате научной честности, без которой науки нет.

 Несколько лет назад в Тарту скончался замечательный скульптор Антон Старкопф. В его мастерской под станком, на котором стояли очередные гранитные глыбы, неизменно лежала куча ломаных, тупых железных зубил.

Старкопф рассказывал: вот приходит ко мне девочка - мол, хочу быть скульптором. Я дам ей кусок гранита, молоток и зубило - руби, милая. Если она назавтра скажет, что мозоли, руки болят, я ей: иди, милая. А будет день и другой рубить гранит - потом сможет и глину мять, и мрамор рубить.

Надо любить работу всякую. Вы переписываете цитату за цитатой (с ксерокопией пока что у нас плохо), накапливаете карточки, выписки, а потом вдруг оказывается, что они никуда в дело не пойдут. И что же?

Если вы сторонитесь такой работы, если она для вас не в радость, не содержательна, я сомневаюсь, способны ли вы вообще к труду. […] … наука требует жёсткости.

Вы ведь не захотите, чтоб вашего ребёнка лечил неуч, которого выпустили из института «добрые» люди? А плохой педагог, на мой взгляд, опаснее плохого врача. Его ошибки не столь очевидны, они скажутся через много лет».

Лотман Ю.М., О ценностях, которым нет цены (интервью для газеты «Ленинская смена») / Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г., с. 237-238.