Цель и смысл жизни человека по С.Д. Хайтуну

«Смысл жизни человека, я полагаю, состоит в следовании вектору эволюции (эволюция - мера всех вещей).

Пока мы не понимаем бессмысленности противодействия эволюции, это противодействие может быть охарактеризовано категориями «этично / неэтично», «порядочно / непорядочно», когда же мы осознаём, что речь идёт о противодействии / непротиводействии законам природы, этические категории становятся неуместными, говорить следует в категориях «правильно / неправильно», «разумно / неразумно».

Противодействовать прогрессу неправильно (неразумно), способствовать ему правильно (разумно). Это как прыгать из самолёта: с парашютом - разумно, без него - неразумно.

Следование законам эволюции может быть смыслом жизни человека только потому, что эти законы не такие жёсткие, как, скажем, законы гравитации или электромагнетизма. Следование последним не может стать смыслом жизни в силу их абсолютной обязательности, законы же эволюции носят, во-первых, вероятностный и, во-вторых, многообразный характер, принимая для разных индивидов разные формы.

Смысл жизни индивида поливариантен. «Прогрессоры» («творцы») генерируют самосборки (новации), «производители» - обеспечивают последующую экспансию («размножение») новаций.

Свои задачи у учёных и писателей, рабочих и инженеров, детей и взрослых. И т.д. и т.п. Общей  составляющей всех этих индивидуальных смыслов жизни является стремление к активности, которое самоценно (первично), осуществляется зачастую поперёк личного счастья и не может быть объяснено иначе, как общей направленностью эволюции в сторону интенсификации метаболизмов (взаимодействий).

Именно стремление к активности заставляет индивида заниматься бизнесом, когда он уже по горло обеспечил себя и семью на ближайшие триста лет, генерировать новации (научные, технические и пр.) с призрачной надеждой на прижизненную награду, «бороться за правду» себе в ущерб и т.д. Своё социальное назначение у преступников: расшатывая социальные законы, они ускоряют их «прогрессивное» развитие (см. об «эффекте потряхивания»  эволюционирующей системы).

Все индивиды - каждый на свой манер - способствуют интенсификации взаимодействий. Изощрённая еда находится на острие вектора эволюции и потому самоценна ничуть не меньше, чем, скажем, поэзия, футбол или техническое обслуживание очистных сооружений».

Хайтун С.Д., Номенклатура против России: эволюционный тупик, М., «Либроком», 2012 г., с. 172-173.

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»