Методы йоги в Древней Индии

«Йогическая практика разрабатывалась в недрах одного из четырёх направлений йоги, в «царственной йоге» (раджа-йоге; иогическая гимнастика хатха-йога составляет её раздел).

Eё целью было полное погружение в себя, полная интроверсия. Эта практика - важное звено всей йогической системы: постижение иллюзорности мира и реальности Атмана - джняна-йога («йога познания»); полная интроверсия, погружение внутрь чего-либо - раджа-иога («царственная йога»); благоговейная любовь к Высшему, - бхакти-йога («йога любви»); бескорыстная деятельность - карма-йога («йога кармы»).

Метод йоги рекомендовали для получения учеником наивысшего знания. […]

Дидактическая система психического тренинга ученика согласно принципам йоги:

Стадия 1. Яма - воздержание от разрушительной для человека приверженности к удовольствиям, мораль.  Признаки, условия: пять добродетелей: а) ахимса - воздержание от причинения вреда любому виду жизни;  б) сатья -  непоколебимая правдивость в мыслях, речи, поступках; в) астейя - недопущение воровства и присвоения чужого;
г) брахмачария - подавление чувственных желаний и страстей; д) апариграха - непринятие ненужных даров, нестяжательство, ненакопление богатства. Средства достижения: воспитание их.

Стадия 2. Нияма - соблюдение «правил культуры», воспитание навыков душевной и физической стойкости. Признаки, уловия:  культивирование положительных привычек  (навыков); постоянное и ровное, дружелюбное и спокойное отношение к событиям. Средства достижения: а) шауча –  регулярные очищения тела; среди них внешнее (бахья) - поддержание   чистоты   тела   и   принятие   чистой   пищи;   и   внутреннее (абхьянтара) - очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств (таких как дружелюбие, доброжелательность бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям, невзирая на их пороки; б) сантоша - строгая диета, привычка  довольствоваться тем, что приходит само собой, без излишних усилий;  в) тапас - тренировка тела в экстремальных условиях умерщвление плоти привыканием к холоду и жаре, соблюдение аскетических обетов; г) свадхьяя - регулярное чтение священных книг; д) ишварапранидхана - размышление о Боге, смирение перед ним.

Стадия 3. Асана - поза, дисциплина тела. Признаки, условия: разнообразные позы и положения тела, способствующие концентрации мысли. Средства достижения: гимнастика различных типов.

Стадия 4. Пранаяма - регуляция дыхания. Признаки, условия: гипнотический эффект, вызванный способами удержания дыхания, изменения его ритма, оказывающего сильное влияние и на психику, на сосредоточение ума. Средства достижения: дыхательные упражнения; глубокое дыхание, задерживание дыхания и выдыхание в течение определенного промежутка времени и с определенным ритмом.

Стадия 5. Пратьяхара - «удаление чувств», недопущение их к соответствующим внешним объектам и сохранение под контролем ума. Признаки, условия: отвлечение от внешних предметов, освобождение рассудка от всяких впечатлений извне, отделение органов чувств от воздействующих на них объектов, замыкание чувств на своё сознание, на самого себя; контролируемое состояние транса (самогипноза). Средства достижения: практики достижения контроля над своими чувствами.

Стадия 6. Дхарана - концентрация внимания, концентрация ума  дисциплина ума, «удержание». Признаки, условия: средоточение, фиксация ума (читты) на желаемом объекте; отрешённость, «чистый рассудок» (ум - читта). Средства достижения: сосредоточение на чем-либо (часть тела, луна, образы богов и т. п.), обычно в манере, передаваемой учителем ученику; создание психической доминанты,  подавляющей все другие мысли и настроения.

Стадия 7. Дхьяна - медитация, созерцание, размышление. Признаки, условия, средства достижения: созерцание образов, порождённых религиозно настроенной мыслью; медитативное слияние ума с объектом концентрации; равномерное течение мысли, спокойное рассмотрение объектов без какого-либо перерыва или нарушения; мышление и объект мысли - разные и самостоятельные состояния сознания.

Стадия 8. Самадхи - сосредоточенность, самоуглубление, «сдерживание ума». Признаки, условия: транс; слияние индивидуального «я» с Брахманом, с высшим знанием. Начальная стадия самадхи - просветление. Признаки, условия: углубленность в суть мира, «озарение»; ум поглощён объектом созерцания; мышление не отличается от своего объекта, принимает его форму; таким образом, в уме остаётся только объект мысли. Теперь всё дело - в его содержании.

Конечная стадия самадхи - мокша («освобождение»). Признаки, условия: полное слияние с Брахманом, единство с ним; освобождение от сансары и кармы, т. е. выход из цикла рождений,  страданий, смертей; испытывающий такое блаженство человек - дживанмукти, совершенный идеал йогина, адепта системы йогов».

Безрогов В.Г., Основы педагогической традиции древней Индии, в Сб.: От глиняной таблички – к университету. Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья / Под ред. Т.Н. Матулис, М., Изд-во Российского университета дружбы народов, 1998 г., с. 192-195.