Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Создание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Создание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
«В XIX веке во Франции процветала культура кафе. Небольшие уютные забегаловки в Латинском квартале Парижа становились местом, где собирались представители артистической элиты, чтобы за чашкой ароматного напитка предаться своему излюбленному занятию - бесконечно плодотворной беседе. Оригинальные мысли, крамольные идеи, легкомысленное воркование и жестокие дебаты звучали в унисон со звяканьем фарфора и не думая тонуть в густом табачном дыму.
В 1878 году одна такая артистическая компания, духовным лидером которой был писатель Эмиль Гудо, решила придать своим случайным встречам некоторую упорядоченность и стала собираться в единственном кафе с установленной периодичностью. Клуб Гидропатов, как они стали себя называть, был закрытым - и в дни сборищ в кафе не допускались обычные посетители. Их собрания продолжались менее трёх лет. А вскоре после того, как компания Эмиля Гудо распалась, он познакомился с Родольфом Сали, художником и поэтом, горевшим идеей создания артистического кабаре.
«Чёрный кот» («Le chat noir») стал плодом их совместных усилий и перевернул новую страницу в истории европейской культуры. Первое кабаре открылось на Монмартре, тогда парижской окраине, почти деревне, нищей, убогой и к тому же пользовавшейся сомнительной репутацией. Однако очень скоро именно туда перенеслось всё кипение культурной жизни из Латинского квартала.
Сали не просто открыл специализированное заведение для встреч и бесед в узком кругу избранных, он создал новый жанр, гармонично соединявший многие виды искусств. Очарование богемной жизни парижских забегаловок, заключавшееся в лёгкости, спонтанности, импровизационности, стало главной составляющей этого жанра.
В «Чёрный кот» поначалу, как и в клуб Гидропатов, не допускались случайные посетители. Однако слава о заведении Сали летела по всему Парижу и привлекала невероятное число любопытных. Вскоре в кабаре стали появляться первые зрители из рядов парижских буржуа, которых остроумные завсегдатаи «Чёрного кота» с острыми коготками осыпали колкими и презрительными насмешками. Впрочем, публика возвращалась в этот не слишком гостеприимный дом снова и снова. Её влекло и невероятное фонтанирующее смешение в выступлениях музыки, прозы, поэзии, театра, и непринуждённая атмосфера кафе, и лестное соседство с блестящими представителями парижской богемы, и даже это выказываемое ей откровенное, но чрезвычайно остроумное пренебрежение. […]
Лихорадка, рождённая «Черным котом», очень скоро прокатилась по всей Европе, не миновав и Германию.
Данилова Е.Н., Марлен Дитрих и немецкое кабаре начала XX века, в Сб.: Бремя развлечений: Otium в Европе. XVIII-XX век / Под ред. Е.В. Дукова, СПб, «Дмитрий Буланин», 2006 г., с. 206-207.