Гений – как способность созидать новое по Антуану Риваролю

«Гений, то есть чувство в высшем своем развитии, можно определить как способность созидать новые идеи или их новое словесное выражение. Гений в области идей - вот предел человеческого ума, гений в области словесной формы - вот предел таланта. Таким образом, в равной степени оплодотворяя ум и талант, помогая обрести идеи одному и форму для них другому, зачиная и рождая, гений всегда творец в самом точном смысле этого слова; короче говоря, гений - это дар изобретать новое.

Итак, ум - не что иное, как способность всё живо схватывать, озарять, бить без промаха в цель. Я говорю живо, потому что живость - суть ума; его эмблема - стрела и молния.

Талантом я называю искусство, полное одушевления: талант без одушевления был бы холоден, одушевление без таланта было бы сумбурно; их связующее звено - хороший вкус.

Трём нашим способностям дано неизменно покорять людей: способности в точных словах выражать идеи, для которой только и потребен, что талант; способности их создавать, для которой только и потребен, что гений; способности пускать в ход силу, для которой только и потребно, что мужество.

Критический ум всегда привержен строгому порядку: он мгновенно обнаруживает преступления против хорошего вкуса и привлекает их к суду насмешки, ибо именно смехом он чаще всего выражает свой гнев; порицатели насмешек просто не отдают себе отчёта в том, что человек с хорошим вкусом, прежде чем нанести удар, сам получает десятки ударов. Критическим умом обладает лишь тот, кто вдобавок к способности отличать красоты от недостатков в творении искусства одарён по милости неба ещё и душою, страстно влюблённой в первые и ненавидящей вторые, душою, которая восторгается прекрасным, благоговеет перед возвышенным и полна такого яростного отвращения к посредственному, что клеймит его презрением и уничижает помесью скуки с раздражением.

Историк и автор романов постоянно заимствуют друг у друга сведения об истинных событиях, вымыслы и особую их окраску: первый - дабы оживить уже не существующее, второй - дабы внушить веру в то, что никогда не существовало.

Различия между умом и талантом сказываются и в области нравственной. Талант куда больше, чем ум, подвержен туманам гордыни и грозам зависти. Сравните поэтов, художников, актёров с истинными мыслителями, метафизиками, геометрами. А дело в том, что ум пытается разгадать тайны природы и либо вообще не достигает цели, либо приближается к ней ровно настолько, чтобы ещё сильнее почувствовать собственное ничтожество, между тем как талант добивается совершенства, доступного человеку, всегда имея при этом в качестве свидетеля и судьи хороший вкус.

Вот что следует сказать во славу гения и добродетели: любую нацию в равной мере представляют и те люди, в ком воплотилась её мощь, и те, в ком воплотились её этим последним и являющая собой содержание в чистом виде, становится собственностью таланта, который подхватывает её на лету.

А вот с талантливым писателем дело обстоит по-другому: того, кто пытается его обокрасть, тут же изобличат, ибо сила таланта - в умении придать идее форму, и на этой форме всегда лежит его печать. Вергилий говорил, что легче отнять палицу у Геракла, нежели у Гомера - одну-единственную строку.

Если писатель украсил своё чело снотворными маками, никакие лавровые венки, преподнесенные учеными обществами, не пойдут ему впрок.

Гений, то есть чувство в высшем своем развитии, можно определить как способность созидать новые идеи или их новое словесное выражение. Гений в области идей - вот предел человеческого ума, гений в области словесной формы - вот предел таланта. Таким образом, в равной степени оплодотворяя ум и талант, помогая обрести идеи одному и форму для них другому, зачиная и рождая, гений всегда творец в самом точном смысле этого слова; короче говоря, гений - это дар изобретать новое.

Итак, ум - не что иное, как способность все живо схватывать, озарять, бить без промаха в цель. Я говорю живо, потому что живость - суть ума; его эмблема - стрела и молния. Талантом я называю искусство, полное одушевления: талант без одушевления был бы холоден, одушевление без таланта было бы сумбурно; их связующее звено - хороший вкус.

Трём нашим способностям дано неизменно покорять людей: способности в точных словах выражать идеи, для которой только и потребен, что талант; способности их создавать, для которой только и потребен, что гений; способности пускать в ход силу, для которой только и потребно, что мужество.

Критический ум всегда привержен строгому порядку: он мгновенно обнаруживает преступления против хорошего вкуса и привлекает их к суду насмешки, ибо именно смехом он чаще всего выражает свой гнев; порицатели насмешек просто не отдают себе отчёта в том, что человек с хорошим вкусом, прежде чем нанести удар, сам получает десятки ударов. Критическим умом обладает лишь тот, кто вдобавок к способности отличать красоты от недостатков в творении искусства одарен по милости неба ещё и душою, страстно влюблённой в первые и ненавидящей вторые, душою, которая восторгается прекрасным, благоговеет перед возвышенным и полна такого яростного отвращения к посредственному, что клеймит его презрением и уничижает помесью скуки с раздражением.

Историк и автор романов постоянно заимствуют друг у друга сведения об истинных событиях, вымыслы и особую их окраску: первый - дабы оживить уже не существующее, второй - дабы внушить веру в то, что никогда не существовало.

Различия между умом и талантом сказываются и в области нравственной. Талант куда больше, чем ум, подвержен туманам гордыни и грозам зависти. Сравните поэтов, художников, актёров с истинными мыслителями, метафизиками, геометрами. А дело в том, что ум пытается разгадать тайны природы и либо вообще не достигает цели, либо приближается к ней ровно настолько, чтобы еще сильнее почувствовать собственное ничтожество, между тем как талант добивается совершенства, доступного человеку, всегда имея при этом в качестве свидетеля и судьи хороший вкус.

Вот что следует сказать во славу гения и добродетели: любую нацию в равной мере представляют и те люди, в ком воплотилась её мощь, и те, в ком воплотились её достоинства. Первые со временем уходят в небытие, вторые вечно живые».

Антуан Ривароль, Избранные высказывания, в Сб: Размышления и афоризмы французских моралистов XVI – XVIII веков, СПб, «Terra Fantastica», 1994 г., с. 480-482.

 

Гениальное достижение / результат по И.Л. Викентьеву.