Внутренняя суть личности по Джидду Кришнамурти

«Созидание возможно лишь в состоянии мира, а откуда взяться миру при взаимном использовании? Говорить о мире - совершенная бессмыслица до тех пор, пока наши отношения с кем-либо одним или со многими продолжают определяться принципом утилитарности. Взаимозависимость и использование другого неизбежно приводят к власти и господству одних над другими. Власть слова и власть меча одинаково разрушительны. Идея и вера обращают одного человека против другого точно так же, как и меч. Именно идея и вера есть антитезис любви.

Тогда почему же, сознательно или бессознательно, желание власти овладевает нами?

Разве погоня за властью не есть одна из распространённых и достойных попыток убежать от самого себя, от того, что есть? Каждый старается бежать от своей некомпетентности, от духовной бедности, одиночества, изолированности. Действительность неприятна, побег от неё привлекателен и заманчив. Предположим, Вас собираются лишить власти, должности, обретённого в тяжких трудах богатства. Вы будете сопротивляться, не правда ли? Вы считаете себя необходимым обществу, и поэтому будете защищаться с помощью насилия или логически обоснованной аргументации. Если бы Вы добровольно оставили свои многочисленные приобретения во всех сферах, Вы бы стали ничем, не так ли?

Вероятно, да,- что очень угнетает. Разумеется, я не хочу быть ничем.

Итак, все Ваши приобретения внешние, показные, в них нет внутренней сути, истинного нетленного богатства. Вы желаете своей внешней демонстрации; того же хотят и другие, и из этого конфликта возникает ненависть и страх, насилие и разрушение. Ваша идеология также несовершенна, как и воззрения ваших противников, и вот Вы уничтожаете друг друга во имя мира, достатка, равной занятости или во имя бога. Поскольку почти каждый стремится занять место наверху, Вы построили общество насилия, конфликтов и вражды.

Но как это можно искоренить?

Избавившись от стремления к самоутверждению, к власти, высоким титулам и положению в обществе; будучи тем, что вы есть - простым никем. Негативное мышление - высшая форма интеллекта.

Но усилиями отдельных личностей не искоренить в мире жестокость и насилие. Для того же, чтобы изменилисъ все люди, потребуется, вероятно, неопределённо долгое время?

Все - это прежде всего вы сами. Ваш вопрос выдаёт желание избежать немедленной трансформации самого себя, не правда ли? По существу, Вы спрашиваете: «Что толку в моём изменении, если не меняется никто другой?» Долгий путь начинается с первого шага. Однако в действительности Вы не хотите меняться; Вы хотите, чтобы всё оставалось так, как есть, особенно если сами Вы наверху; и вот Вы уже говорите, что трансформация Мира путём трансформации индивидов займёт целую вечность. Мир - это Вы, а значит, проблема в Вас; проблема эта не существует от Вас отдельно, поскольку мир есть Ваша проекция. Мир не изменится до тех пор, пока не изменитесь Вы. Счастье - в изменении, а не в обретении.

Но я сравнительно счастлив. Конечно, во мне есть много того, что мне не нравится, но у меня нет ни времени, ни склонности исправлять себя.

Лишь счастливый человек может создать новый социальный порядок; но тот, кто идентифицирует себя с идеологией или верой или кто посвятил себя общественной или личной деятельности, не может быть счастлив. Счастье не есть самоцель. Оно приходит с пониманием того, что есть. Оно возможно только тогда, когда сознание свободно от своих собственных проекций. Купленное счастье приносит лишь удовлетворение, добытое усилием - радостное возбуждение, и, поскольку радость быстро проходит, возникает стремление добиваться всё большего счастья. И до тех пор пока средство достижения счастья будет заключено в словах «всё больше», результат будет приводить к разочарованию, конфликту и горю. Счастье не есть воспоминание, это - состояние, рождающееся совместно с истиной, всегда новое и никогда не повторяющееся».


Джидду Кришнамурти, Комментарии к жизни, в Сб.: Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века, М., «Художественная литература», 1987 г., с. 528-529.

 

Закон вытеснения человека из системы по Б.Л. Злотину

Цели, навязываемые человеку Внешними обстоятельствами

Достойная цель творческой личности по Г.С. Альтшуллеру