Власти как Внешние обстоятельства
Значимые литературные произведенияЗначимые художественные произведения о творчестве и творцах
Художественная прозаЛитературные произведения о творческих возможностях человека
X
Власти как Внешние обстоятельства
Значимые литературные произведенияЗначимые художественные произведения о творчестве и творцах
Художественная прозаЛитературные произведения о творческих возможностях человека
X
В пьесе Фридриха Дюрренматта «Физики»:
«Когда занавес открывается, на сцене лежит убитая санитарка. Действие происходит в частном сумасшедшем доме, где, как оказывается, это уже не первое убийство. Все три обитателя пансионата весьма современны в своей мании и выдают себя за величайших физиков. Один из них - «Ньютон», другой - «Эйнштейн», третий - «Мёбиус».
В ходе действия выясняется, что Мёбиус совсем не умалишённый, а действительно выдающийся физик, который открыл новые источники энергии колоссальной мощности. Если эти чудовищные средства разрушения станут известны людям, они в своём безрассудстве взорвут весь мир. Человеческий разум, способный открывать силы, спящие в природе, оказывается гораздо более высоким, чем моральные принципы, чем совесть людей. Политические страсти и экономическая корысть сегодня сильнее разума. Поэтому у Мёбиуса есть все основания бояться своего открытия. Осознав непоправимые масштабы возможного разрушения и ощутив свою моральную ответственность перед человечеством, Мёбиус притворяется психопатом и добровольно удаляется в частный сумасшедший дом, где сжигает все свои записи.
Далее выясняется, что Ньютон, и Эйнштейн - тоже не умалишённые. Они физики-разведчики, подосланные в пансионат двумя враждующими крупнейшими державами мира, каждая из которых хочет овладеть секретом нового мощнейшего источника энергии. Каждый «сумасшедший» вступал в любовную связь со своей санитаркой и был вынужден убить свою любовницу, когда она начинала догадываться, что имеет дело с нормальным человеком.
Смотрительница частной клиники - злая и мрачная старуха - принимает решительные меры против Ньютона, Эйнштейна и Мёбиуса. Дом, который был похож до сих пор на больницу-пансионат, обносится железной оградой, на окна ставятся стальные решетки, физики оказываются в заточении - благо убийства санитарок дали повод для этой чрезвычайной меры. И тут выясняется самое страшное обстоятельство: старуха, содержащая эту лечебницу, - сама ненормальная. Но она сумасшедшая особого рода: оказывается, она сняла все копии с чертежей и расчётов Мёбиуса. Она разведчица, работающая для какой-то страшной инфернально-таинственной военной фирмы, которой и передаёт материалы изобретения своего пациента-заключенного.
Мысли-образы Дюрренматта очень сильны: гениальный учёный, бегущий от человечества в психиатрический пансионат; человечество, представители которого пытаются отнять у гения великое открытие, дабы употребить его во зло всему миру; наконец, мнимые сумасшедшие, а на деле здравомыслящие люди, вооружённые высшими знаниями, оказавшиеся на положении заключённых во власти действительно сумасшедшей старухи-смотрительницы. Сумасшедшая, правящая гениями, и гении, отрекшиеся от своей гениальности! Мир, сошедший с ума, ум, покинувший мир и спрятавшийся в сумасшедший дом!..».
Бореев Ю.Б., Комическое. Или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия, М., «Искусство», 1970 г., с. 148-149.