Классификация и создание теорий комического по Богдану Демиздоку

Богдан Демиздок / Bohdan Dziemidok опупбликовал в Варшаве книгу: О комизме / O komizmie.

Автор «…систематизирует вокруг шести генеральных типологических моделей комического:

1. Теория отрицательного свойства объекта осмеяния (Аристотель) и её психологический вариант - теория превосходства субъекта над комическим предметом (Т. Гоббс, К. Уберхорст).

2. Теория деградации («Поводом к смешливости является принижение какой-нибудь значительной особы»). Эту теорию сформулировал английский психолог первой половины XIX века А. Бэн. А. Стерн создал аксиологический вариант теории деградации.

3. Теория контраста (Жан Поль, И. Кант, Г. Спенсер), («Смех естественно возникает, когда сознание внезапно переходит от вещей крупных к малым»). Причина смеха в несоответствии ожидаемому (Т. Липис, Г. Хоффдииг).

4. Теория противоречия (А. Шопенгауэр, Г. Гегель, Ф. Фишер, Н. Чернышевский).

5. Теория отклонения от нормы (комично явление, отходящее от нормы и нецелесообразно и нелепо разросшееся) немецкого эстетика К. Гросса, французского теоретика Э. Обуэ и С. Милитона Нахама.

6. Теория пересекающихся мотивов, в которой выступает не один, а несколько мотивов, объясняющих сущность комического. Эта группа широкого объёма: А. Бергсон, 3. Фрейд, А. Луначарский и другие.

Сопоставляя различные концепции комического, Б. Дземидок приходит к выводу, что наиболее всеобщей теоретической идеей является «отклонение от нормы». Расхождение объективных свойств предмета и его «нормы», имеющейся в нашем сознании, и является предпосылкой комического».

Цитируется по книге: Бореев Ю.Б., Комическое. Или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия, М., «Искусство», 1970 г., с. 5.

 

Замечу – известны и более подробные перечни «теорий комического». Передыдущее словосочетание взято в кавычки, поскольку приведённое выше – не более чем первоначальные и слабые гипотезы, которые никто из их авторов не удосужился:
а) доработать
б) и проверить на практике – то есть, попытаться создать комическое произведение…