Неконкретность как ошибка целей / задач научного исследования по В.А. Лекаху

«Я проанализировал около тысячи авторефератов медицинских диссертаций. Поскольку в них требуется указывать цель и задачи исследования, то специально искать упоминания об этом не приходилось, что значительно упрощало работу. Что же оказалось?

Над всем возвышается огромный монстр. Он называется «изучить» и составляет около 70% всех источников. Изучить, (оценить, охарактеризовать и т. п.) то-то и то-то. Это или цель, или задача. Работая в течение десятков лет в качестве доцента кафедры медицинского института, я параллельно долгое время руководил его патентным отделом. В этом качестве приходилось беседовать с целой армией диссертантов. Я потратил массу сил и времени, пытаясь убедить коллег, что «изучить» не может быть задачей исследования, как говорится, по определению.

Любое «изучение» направлено только на получение какой-то информации. Эта информация может оказаться и очень важной, и практически бесполезной (ещё раз подчеркну - в прикладном исследовании). Но в первом случае она важна не сама по себе, а только потому что оказывается необходимой для решения поставленной истинной задачи.

Далеко не всех коллег удавалось убедить. Пришлось дополнительно придумать несколько странный, но наглядный пример. Самая простая формулировка, говорил я - «задача - это то, что можно или решить, или не решить».

Вот перед нами стол. Мы хотим «изучить» его свойства. Это задача, или нет? Безусловно, нет. Потому что «не изучить» стол нельзя. Здесь нет трудностей, которые приходиться преодолевать. И поэтому решение не может не получиться. Потянули - тяжёлый, потрогали - гладкий, посчитали ножки - четыре, измерили столешницу - толстая, «изучили» материал стола - дубовый и т. д.

А вот «подвесить стол к потолку» при всей необычности такого задания - типичная задача. Стол может висеть криво, косо, а то и вообще свалиться нам на голову. Поэтому придётся предварительно кое-что «изучить». Но только то, что необходимо для решения задачи. Измерим массу стола, определим его центр тяжести. Если неизвестно, как это сделать, придется поставить и решить появившуюся по ходу дела дополнительную изобретательскую задачу, что позволит продолжить движение к поставленной цели. Затем изучим (это необходимо) имеющиеся средства крепления и прочность потолка. После этого «изучение» закончится, поскольку вся необходимая информация собрана. Но задача ещё не решена. Для этого необходимо использовать полученную информацию, чтобы подвесить стол к потолку. Если всё было сделано правильно, то и стол будет нормально висеть всем на радость. Читатель, конечно, понимает, что очевидная условность примера компенсируется его наглядностью.

Итак ещё, ещё и ещё раз - изучение - это сбор информации или беспорядочный и малополезный, или направленный строго на решение задачи, но ни в коем случае не сама задача. Точно так же, как финансирование строительства какого-либо объекта, ещё не есть само строительство. Непонимание сущности цели и задач исследования и, главное, незнание существующих приёмов, позволяющих решать поставленные задачи и тем самым обеспечивать достижение намеченной цели, приводит к появлению сверхосторожных формулировок. Например, «наметить пути для улучшения результатов лечения». Можно понять, что собирается делать автор? (Представим себе генерала, который ставит перед командирами частей цель - не «овладеть высотой такой-то», а - «наметить пути для улучшения оперативной обстановки в зоне боевых действий». И приказ - выполняйте. Бедные командиры!)

Столь же беспредметны формулировки типа - разработать рациональные (новые, комплексные, эффективные, совершенные) методы лечения. Почему они будут лучше известных? И будут ли? Подобные осторожные и сверхосторожные формулировки вполне объяснимы. Врач рад бы лечить лучше. В конце концов, не все думают только о диссертациях и статьях. Но не были разработаны эффективные, имеющие общий характер, методы решения задач прикладной медицины. […]

Таким образом для овладения мышлением прорыва необходимо прежде всего не бояться ставить значительные цели. В медицине такие цели в общем-то очевидны. Главное - это повысить эффективность лечения (с обязательным определением показателей, по которым можно будет судить, что эффективность, действительно, достигнута). Чего мы хотим добиться - понятно. Но теперь главное - как добиться. Для этого необходимо поставить и решить соответствующие конкретные задачи. Это весьма сложная работа. Если задача достаточно высокого уровня, то для её решения необходимы определённые предпосылки. Возможно, действительно, придется что-то «изучить». Но только чтобы получить информацию для постановки рабочих гипотез». 


Леках В.А., Больные вопросы современной онкологии и новые подходы к лечению онкологических заболеваний, М., «Либроком», 2011 г., с. 87-88.

 

Достойная цель творческой личности по Г.С. Альтшуллеру