«Для объяснения каких-то особенностей (свойств) системы, в первую очередь особенностей протекающих в ней процессов, необходимо найти тот её структурный элемент, который определяет данную особенность (свойство) системы. Следовательно, нужно установить связь между особенностями этого элемента и свойствами системы в целом. Иногда такой элемент упоминается в условии задачи. Тогда начинать нужно с него.
В простейших ситуациях элементы системы можно представить мысленно. В более сложных случаях необходимо графическое изображение.
Пример 4.1. Почему в мякотных и безмякотных нервах возбуждение подчиняется закону изолированного проведения т. е., не переходит с одного волокна на другое?
Ответ. Один элемент упомянут. Мякотные нервы - это такие, в которых каждое волокно покрыто миелиновой оболочкой. А миелин в электрическом отношении - хороший изолятор. Здесь ответ ясен. Но для дополнительной тренировки построим последовательность рассуждений. Она такова.
1. Возбуждение в нерве - это поток нервных импульсов.
2. Нервные импульсы - это потенциалы действия.
3. Чтобы потенциал действия волокна не мог вызвать возбуждение в соседнем волокне, между ними должен находиться какой-то элемент, свойства которого и определяли бы невозможность такого перехода возбуждения.
4. В мякотных нервах таким элементом является миелин - хороший изолятор. А как же быть с безмякотными волокнами, где нет миелина? 5. Элемент, находящийся между безмякотными волокнами, - это межклеточная жидкость.
6. Эта жидкость не может быть изолятором, наоборот, она хорошо электропроводна, потому что содержит много ионов.
7. Но именно благодаря большой электропроводности межклеточной жидкости по сравнению с мембраной волокна, эта жидкость играет роль электрического шунта. Поэтому местные токи, возникающие при распространении потенциала действия по волокну, не могут деполяризовать мембрану соседних волокон. Ток в основном «уходит по шунту».
Мы специально так подробно разобрали этот простой пример, чтобы в дальнейшем Вам была понятна логика рассуждений при использовании правила…».
Леках В.А., Ключ к пониманию физиологии, М., «Либроком», 2011 г., с. 57-58.
Пять канонов Джона Милля для решения научных задач