Гипнотическое состояние сознания по В.Л. Райкову

В.Л. Райков писал в «Психологическом журнале в 1982 году:

«При часто проводимых в наших исследованиях внушениях испытуемому в гипнозе образа, например, И. Е. Репина, трансформация самосознания и его «гипнотическое формирование» осуществляется за счёт конкретного знания испытуемого о Репине. Это знание в данной ситуации как бы становится на короткое время самосознанием загипнотизированного, и оно собственно будет обусловливать степень убедительности и яркости его поведенческих реакций. При внушении, однако, образа человека, неизвестного участнику эксперимента, например Ивана Ивановича Иванова или Навуходоносора, о которых испытуемый заведомо ничего не знает, загипнотизированный испытуемый будет соглашаться с внушённым именем, но ничего не сможет сообщить о нем или воплотить его в своих поведенческих реакциях.

В связи с этим мы считаем нужным отметить, что отражение сознанием самого себя имеет двойную природу. С одной стороны, сознание отражает и оценивает себя в самосознании отражающего субъекта, т. е. знания субъекта о самом себе, критическую оценку своей личности, своей деятельности, своих мыслей, своих поступков; с другой - сознание этого субъекта может отражать сознание другого человека или других людей посредством знаний об этих людях и оценивать себя посредством суждений этих других людей. […]

… гипноз - это:

1. Состояние изменённого сознания, возникающее под воздействием особых ситуаций, особых воздействий, особых внушений.

2. Психическое состояние.

3. Форма человеческого общения.

4. Форма повышения психической управляемости организма, иллюстрация максимальной активации возможностей пластичности психики.

5. Состояние повышенной и повышающейся внушаемости в количественном отношении вплоть до качественного скачка состояния измененного сознания.

6. Условие возможности расширения социального и психологического контакта в особых случаях и жизненных ситуациях.

7. Гипноз имеет особые биологические, психологические, поведенческие и социологические характеристики. Он является одной из форм адекватной реакции психики, сформировавшейся эволюционно; особый настрой, особая установка на восприятие внушения на фоне изменённого сознания.

8. Гипноз возникает в результате воздействия на сознание с целью его трансформирования и последующего целевого внушения.

9. Искусственным явлением гипноз может быть в очень глубоких своих вариантах, однако в неглубоких стадиях некоторые его элементы могут проявляться в естественном общении в виде повышения внушаемости.

10. Гипнотическое изменение сознания отличается от онейроидного, истерического, сумеречного и прочих патологических форм измененного сознания тем, что гипнотическое сознание не связано с патологией, с искажением отражательной функции. К гипнотическому состоянию могут быть близки переживания глубокой внутренней сосредоточенности, задумчивости, когда внешние раздражители почти полностью игнорируются за счёт этой внутренней сосредоточенности. Однако это ещё не гипноз, хотя, конечно, состояние гипноидное. От само- и гетерогипноза оно отличается отсутствием гипнотического раппорта.

11. Наконец, гипнотическое состояние в связи с достаточной активностью психики и вместе с тем блокадой отражения элементов внешней среды не только оживляет внутренний мир ассоциативных представлений, но и «расцвечивает», «украшает» его творческим самоощущением.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что гипноз - эволюционно сформировавшаяся система резервного состояния сознания, система специфического реагирования психики на особые формы человеческого общения, особые формы восприятия информации и, как следствие, возможности психофизиологической мобилизации.

Таким образом, утверждая сознание как детерминирующее начало в психической жизни человека и психотерапии, мы отрицаем непреодолимость влияния стихийного бессознательного и вместе с ним фрейдистское понимание взаимодействия психических функций. Тем самым мы делаем свой скромный вклад в утверждение необходимых принципов формирования не только здоровой, но и гармонически развитой личности, на основе методологически правильного понимания функционирования сознания при применении специфических методов психотерапии и психопрофилактики.

Возвращаясь к началу статьи, можно заключить, что с позиций материалистического понимания сознания в состоянии гипноза возникают условия значительного повышения способности управления отражательной функцией сознания на фоне его измененного, но нормального функционирования. Это, по нашему мнению, является методологическим критерием как в теоретической и экспериментальной гипнологии, так и в практической и теоретической психотерапии».

Райков В.Л., Гипнотическое состояние сознания как форма психического отражения, в Сб.: Психология сознания / Сост.: Л.В. Куликов, СПб, «Питер», 2001 г., с. 389-390.