Проблемы определения понятия «сознания» по В.М. Аллахвердову

«… большинство психологических терминов - омонимы, обозначающие одновременно весьма разные представления. Даже ключевое понятие психологической науки - сознание - имеет едва ли не сотню разных и противоречащих друг другу значений:

- как идеальное оно находится в оппозиции к материальному;
- как осознанное - в оппозиции к бессознательному;
- как проявление исключительно человеческой психики - в оппозиции к психике животных;
- как состояние бодрствования - в оппозиции к состоянию сна;
- как механизм, как процесс или как состояние - в оппозиции друг к другу;
- как выражаемое в словах (вербальное) - к словесно невыразимому;
- как осознание собственных переживаний и своей личности (самосознание) - в оппозиции к осознанию внешних явлений и предметов;
- как нечто качественное: например, как способ маркировки имеющейся информации, как некий «луч», освещающий психические процессы, как «субъективную окраску», которой сопровождаются многие из этих процессов;
- как нечто количественное, подлежащее измерению: например, объём сознания, время сознательной реакции и пр.

Этот перечень, разумеется, далеко не завершён. Ведь ещё говорят об уровнях сознания, об изменённых состояниях сознания  и т. д.

В итоге любая попытка строгого определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую и беспощадную критику, так как не может соответствовать всем популярным значениям этого понятия. Одни из этих значений в принципе противоречат другим. Так, если идеальное тождественно сознательному (как понимается большинством философов), то бессознательное - идеально, поскольку находится в оппозиции к материальному, и, следовательно, сознательно!

Это, кстати, согласуется с позицией ряда специалистов по бессознательному. Так, по мнению А. Адлера, «бессознательное... не таится в каком-то бессознательном или подсознательном уголке нашей психики, а составляет неотъемлемую часть нашего сознания, значение которой мы не вполне понимаем». Неосознанное как словесно невыразимое может переживаться человеком и в сознательном (бодрствующем) состоянии, а в сновидениях, в свою очередь, встречается много словесных высказываний. Объём сознания формально количественно можно измерить у якобы не имеющих сознания животных, которые могут, по-видимому, - например, под воздействием наркотических веществ - иметь измененные состояния сознания. И проч., и проч.

Можно понять А. Бэна, который в XIX столетии назвал сознание самым запутанным словом в человеческом словаре. И понять, почему и сегодня Дж. Рэй, констатируя разноречивость использования слова «сознание», уверяет, что «нет ясного смысла, который можно было бы связать с этим словом в терминах какого-либо реального феномена в мире». А К. Изард добавляет: «Учёные часто говорят о сознании, не только не определяя его, но даже и не соотнося со смежными понятиями».

Аллахвердов В.М., Поддаётся ли сознание разгадке? в Сб.: Психология сознания / Сост.: Л.В. Куликов, СПб, «Питер», 2001 г., с. 100-101.