Отношение к автору текста, как к гению – приём настройки актёра по С.Ю. Юрскому

«… нельзя сметь произносить слова со сцены, если ты не почувствовал, не отыскал внутреннюю музыку именно этого текста. В этом и есть творчество актёра. Здесь и рождается магия театра.

Актёр должен угадать ритм и скрытый напев, который вёл автора в момент творения.

Более того: актёр может ОТКРЫТЬ АВТОРУ истинный ритм, а значит, и смысл его произведения. Потому что написанный текст живёт самостоятельной жизнью и лишь частично принадлежит своему создателю. Второй его родитель - тот, кто произносит его вслух.

Но начинать ОБЯЗАТЕЛЬНО надо с того, чтобы относиться к автору как к гению. Именно так! И  искать возможность стать КОНГЕНИАЛЬНЫМ ему.

Я помню, когда в начале 60-х я познакомился с Николаем Робертовичем Эрдманом, он в разговоре такой парадокс бросил: к классикам надо относиться легко, как к старым знакомым, они и так гении, а вот с современниками надо обращаться, как с гениями.

Они от этого приподнимутся. Когда я рассказал маме об этом разговоре, она очень обрадовалась: конечно, знакомый текст, нотный или словесный - не важно, он уже в нас, и здесь возможна импровизация, а новое, исполняемое впервые - оно ещё не открыто. Оно ещё только должно стать музыкой. И если этого не случится, значит, это вообще недостойно внимания и никакого в этом нет смысла».

Юрский С.Ю., Кого люблю, того здесь нет, М., «Аст», 2008 г., с. 245-246.