Изменённые состояния сознания человека
Спорт и физкультураОтдельные творческие решения в области физической культуры
X
Изменённые состояния сознания человека
Спорт и физкультураОтдельные творческие решения в области физической культуры
X
«Всегда, насколько я помню, во время соревнований фигуристов тренер стоит у льда. Ну, если не у самого льда, то в проёме, откуда выходит спортсмен. Пять минут, не больше, торчит он около борта. Не знаю, что движет остальными, но о себе могу сказать точно: убеждена, что помогаю взглядом своим ученикам кататься. И если они падают, я ощущаю такую же боль, только что синяки не появляются.
Я не замечаю, кто стоит рядом со мной, когда на лёд выходят мои ученики. Я долго устраиваюсь - надо встать удобно, чтобы ни разу не покачнуться, - и не слышу в этот момент никого, кто бы ни обращался ко мне с вопросом. Я шумно дышу, ребята говорили, что на льду можно услышать моё дыхание. К тому же у меня начинается такое сердцебиение, что, как ни дыши, воздуха в легких всё равно не хватает.
Я дышу, задыхаюсь, пульс у меня такой же, как и у них, - это проверено, измеряли. Когда Роднина и Зайцев выходили на лёд в Лейк-Плэсиде, у меня руки свело так, что в течение получаса после их короткой программы кисти буквально окостенели, и мне пришлось делать уколы, чтобы снять напряжение в руке и я могла бы пошевелить пальцами.
Не люблю, когда стараются обратить внимание телезрителей во время выступлений спортсменов на их наставников. Что там показывать? Тренер в эти минуты - каменный истукан. А я ещё тихо голову начинаю втягивать в плечи. Пока она почти полностью в шубе не исчезает. Отвлечься на что-нибудь, когда выступают твои спортсмены, нельзя ни на секунду: надо всё время их вести, управлять их шагом, чувствовать каждое их движение. Мне кажется, что я передаю им и свои силы, чтобы появились у ребят на льду дополнительные возможности.
Я верю, что между тренером и учениками во время соревнований существует какая-то необъяснимая телепатическая связь. Иначе отчего же я чувствую каждый жест спортсменов так, будто сама на льду? Всё выступление через себя пропускаю. И замечаю ошибки, которые не видит никто. И ощущаю, когда ребята устали, когда надо им помочь. Иногда за полчаса до старта я оказываюсь в состоянии тревоги. Сделать с собой ничего не могу. Знаю, сегодня кто-нибудь из них упадёт. Но если внутри никакой тревоги нет - это тоже плохо.
Тяжело стоять у льда. Всё равно что выходить на сцену. Привыкнуть к этому невозможно. Состояние своё в эти минуты регулировать невозможно. Нельзя ни на секунду расслабиться и выпустить воздух. Надо катать с ними и катать до самого конца. Но вот когда они кончили, можно сбросить всё напряжение и с улыбкой смотреть в камеру. И пусть кого-то раздражают наши объятия. Ведь это всё естественно. Это первая и искренняя благодарность за совместно пройденный кусок жизни. Потому что жизнь наша измеряется от проката до проката. Так проходят месяцы, годы.
Помню, меня ругали дома, когда в Одессе, на чемпионате страны, Наташа упала и все телезрители видели, как я от неё после выступления отвернулась. Не могла я в эту минуту смотреть на Наташу, но не потому, что рассердилась на неё, а не знала, что ей сказать? Ругать? Сразу нельзя, надо разобраться, надо понять, почему это случилось. Это надо и самой осмыслить, и ей дать возможность подумать.
Камеру в такие минуты не замечаешь. Живые ведь люди. И не актёры. Не хочется улыбаться, когда проиграл. Вот когда победил, настроение другое, и радостью этой возникает желание поделиться. Когда всё хорошо, машешь рукой, прежде всего домашним: мол, жива ещё и могу сама передвигаться. А если твой ученик откатался плохо, зачем улыбаться, зачем обманывать людей. Второй попытки у него не будет. Я стараюсь сама и учу своих ребят вести себя всегда естественно. Быть органичными в любой ситуации, в которой оказались. Зал, зрителей я не вижу. Слышу только его реакцию. Да и в лица ребят я не смотрю. Слежу за их ногами. По ногам я могу определить, с каким настроением они катаются. Много лет назад я, выступая сама, во время проката посмотрела в глаза моему тренеру Елене Чайковской. В её взгляде было столько напряжения, что я сразу же упала. С тех пор я смотрю выступления своих учеников, не поднимая глаз.
Вывести из состояния отрешённости, когда во время выступления своих учеников ты стоишь у льда, не может никакой человек и никакое событие.
Я наблюдала за другими тренерами во время соревнований. Все стоят, захваченные целиком выступлением своих учеников. Никто не позирует, никто не следит за камерами, а женщины-тренеры забывают, что они женщины и что их показывают крупным планом. Все помнят только одно - они тренеры. И для них то, что в течение пяти минут происходит на льду, - главное событие жизни».
Тарасова Т.А., Красавица и чудовище, М., «Астрель», 2008 г., с. 70-72.