«… несмотря на презрительное наименование «попса», поп-музыка, музыка городских масс является бессменным лидером музыкального рынка на протяжении столетий.
В Средние века носителями поп-музыки были странствующие школяры, обедневшие рыцари, члены многочисленных ремесленных гильдий, торговцы; в XVIII в. это были коммерсанты средней руки, мелкие нотариусы, гувернеры, держатели модных лавок и трактиров, низшие офицерские чины, белошвейки, лакеи и все, кого можно было назвать мещанским сословием.
Теперь они выступают под именем «low middle class» . О них как о своей публике говорила А. Пугачёва: «Мои поклонники обитают в парикмахерских и прачечных». Интонационный герой поп-музыки - человек из толпы, средний горожанин. К этому сословию принадлежит Евгений, герой пушкинского «Медного всадника», внутренний мир которого вполне убедительно описал поэт, рисуя мысли героя, лежащего на кушетке: «О чём же думал он? О том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь. Что мог бы бог ему прибавить ума и денег. Что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего ленивцы, которым жизнь куда легка!».
Подобно пушкинскому герою рядовой мещанин имеет мало, но хочет гораздо большего, он грезит о легкой и богатой жизни, обладающей для него некой самоценностью, самодостаточностью.
Он действует по необходимости, а не по потребности, он привык исполнять рутинные обязанности, не требующие изобретательности и инициативы. Он предпочитает грёзы размышлениям, по существу же не любит и не умеет мыслить, не строит умозаключения и не рассуждает. Отсюда его любимые формы развития - несложное варьирование или простое повторение.
Поп-музыка в любую эпоху копирует идеал героя-мещанина, настраивается на волну его интересов и подстраивается под его вкусы. Неудивительно, что поп-музыку отличает бытовое содержание, нарочитая типизированность музыкального материала, принципиальное отсутствие оригинальности, ориентация на песенно-танцевальные образцы, встроенные в быт и являющиеся его частью, а также скромный масштаб композиций и отсутствие в них внутреннего движения, развития или трансформаций.
Такой она была уже при своём рождении в ХII в., у трубадуров и труверов. В XVIII в. начали появляться особые жанры, ориентированные на нарождающийся средний класс. Например, появилась « прабабушка» мюзикла - французская комическая опера. В ХIХ в. появилась её « дочка» - оперетта, расцвели разнообразные формы поп-музыки: комические куплеты, городской романс, бытовые танцы, а к концу столетия возник уже и собственно мюзикл в творчестве англичан Гилберта и Салливана.
Так же, как и сегодня, поп-музыка всегда стремилась «сделать красиво», была чуть сентиментальной, незамысловатой, а в целом внушала позитивное умонастроение, отвлекая от «трудов праведных» и обращая мечты обывателя в некую виртуальную реальность. По существу, такой же она остается и сегодня. Достаточно вспомнить классику поп-музыки: ансамбль « АВВА» , Тото Кутуньо, Джо Дассена, Мирей Матье, советские песни 1960-1970-х гг. - Пахмутову, Раймонда Паулса и многих других авторов.
Рядом с популярной музыкой существовала и существует сегодня более престижная и ориентированная на высокодуховную проблематику академическая музыка. В прошлые столетия общественные сословия, которым она была адресована: аристократия и высшие слои среднего класса - видные писатели, общественные деятели, художники, артисты, учёные, давали ей высокий статус и престиж. Родовые черты академической музыки, по сравнению с поп-музыкой, определяются « от противного» : так же, как Гамлет, первый интеллигент в литературе, непохож на рядового обывателя, так же и академическая музыка непохожа на «попсу».
Академической музыке присущи высокодуховное содержание, стремление к индивидуализации как собственно содержания так и форм выражения, сложность этих форм и постоянная ориентация на процесс интенсивного размышления, откуда возникают чрезвычайно развитые протяженные композиции, насыщенные развитием и трансформацией материала. На протяжении столетий, далёких от эпохи масскульта, улица не могла диктовать образованному сословию свои вкусы: интеллектуальная элита завладела всеми музыкальными институтами и средствами распространения музыкального образования - консерваториями, концертными залами и оперными театрами. Это была эпоха расцвета музыкальной классики вплоть до Первой мировой войны; элитарную музыкальную классику Европы политкорректные американцы XX в. назвали « музыкой мёртвых белых мужчин». […]
… расстановка сил на музыкальном рынке в 70-80-е гг. XX в. была такой: около 5% занимала академическая музыка, около 5% - джаз, 10% принадлежало рок-культуре, 75% - поп-музыке и 5% - музыке традиционной (этнике). Интересно, что этот портрет потребительского рынка музыки, сделанный как слепок с отчётов о продажах фирм звукозаписи, отражает важные социальные пропорции. Так, количество безработных в развитых странах «неудачные» годы составляло около 10-15% (рок-фанаты плюс джаз, т.е. «отверженные», «маргиналы» ), 5% - жители сельской местности, фермерство, чей вкус склоняется к традиционной музыке; 5% - интеллектуальная элита, научная и творческая интеллигенция и все остальные, 75% - добропорядочные обыватели: мелкие бизнесмены, менеджеры, клерки, чиновники, работники сферы обслуживания, потенциальные поклонники поп-музыки.
В некотором смысле подтверждается, что музыкальные вкусы - это автопортрет общества, нарисованный им самим как результат самоощущения и самопознания».
Кирнарская Д.К., Музыка больше чем музыка: социология потребления звукового контента, в Сб.: Модернизация экономики и выращивание институтов в 2-х книгах, Книга 2 / Отв. ред. Е.Г. Ясин, Изд-во «Высшая школа экономики», 2005 г., с. 348-351.