«Традиционно в СССР социализация научной элиты осуществлялась по цепочке: элитная советская школа - элитный советский вуз - ведущее исследовательское учреждение в СССР или кафедра вуза.
Маркерами стадий этого отбора выступали аттестат - диплом с отличием - кандидатская - докторская степени. Механизм отбора предполагал, прежде всего, выдвижение в число ведущих специалистов в своём научном учреждении или учебном заведении и получение определенных административных функций (о чем свидетельствовало получение полномочий заведующего структурным подразделением учреждения - сектором, лабораторией, отделом и т.п.), а затем избрание в Академию наук СССР, окончательно придававшее человеку высокий научный статус.
Что происходит в этом отношении в России в последнее десятилетие?
- В связи с кризисом системы школьного образования та часть вузов, которые могут претендовать на роль кузниц элитных научных кадров, вынуждена в ещё большей мере, чем прежде, брать на себя функции раннего выявления способной молодёжи. […]
- Наряду с отечественными вузами, значительную роль в формировании будущей научной элиты начинают играть ведущие зарубежные университеты, благодаря выезду всё большего числа россиян на учёбу на Запад, в том числе благодаря системе стипендий для одарённых российских студентов и т.п.
- Помимо учёных степеней и должностного статуса важную роль в формировании потенциала научного лидера начинают играть гранты отечественных и зарубежных фондов, а также заказы из государственного и коммерческого секторов. Способности и навыки, необходимые для эффективного фандрейзинга, т.е. подготовки и подачи заявок для получения грантов, становятся не менее (а возможно, и более) важны, чем последовательное продвижение по ступеням внутриинститутской иерархии.
- Сама эта иерархия претерпевает стремительную ломку по мере дефрагментации научных учреждений, развития в них центробежных тенденций, выдвижения на роль основного научного коллектива не вертикально ориентированной структуры типа лаборатории, сектора, отдела, входящих в состав НИИ, а временного объединения группы исследователей или даже активизации работы одного исследователя для осуществления конкретного проекта.
- Формируется новый тип российского учёного. Это «человек, финансово свободный от руководства института, более или менее регулярно посещающий основное место работы... для обсуждений с коллегами... Уровень коллективности исследований упал ниже допустимого предела. Происходит то, что называют «атомизацией» научного поиска. Практически каждый учёный спасается в одиночку, но при этом может участвовать в нескольких проектах сразу...». […]
- Для работы во многих областях науки по целому ряду причин необходимым условием получения качественных результатов становится пребывание перспективного исследователя на стажировке или по контракту в ведущих зарубежных исследовательских центрах; такая стажировка становится обязательной ступенькой его успешной карьеры, перехода в категорию научной элиты даже тогда, когда человек намерен жить и работать в России.
- В этих условиях меняется сама мотивация труда элитных научных кадров. Во-первых, не столько административное продвижение внутри собственного учреждения, сколько признание в мировом научном сообществе становится средством, позволяющим привлекать дополнительные финансовые и иные ресурсы для решения пионерных исследовательских задач, т.е. происходит индивидуализация жизненных стратегий в науке. Во-вторых, в связи с незначительным выбором возможностей внутреннего финансирования начинается переориентация на внешние источники (в том числе зарубежные фонды) как средство обеспечения условий для научной и педагогической деятельности (коммерциализация жизненных стратегий в науке).
- Сегодня членство в РАН и других академиях не даёт надежды на удовлетворительное решение статусных - а потому и финансовых, и иных - вопросов. В лучшем случае, оно обеспечивает лишь более благоприятные условия для конкуренции на глобальном рынке грантового и венчурного финансирования. - Происходит скрытая сегментация источников финансирования: учёные со статусом и влиянием (как правило, более пожилые) претендуют на бюджетное финансирование и конкурируют друг с другом за гранты российских научных фондов, тогда как представители уже « подросшего» среднего поколения ищут счастья в контактах с зарубежными фондами и иными возможными иностранными спонсорами. В результате происходит - особенно ощутимая в социальных науках - дифференциация методов, форм и стилей исследований.
- С учётом объективно и субъективно более благоприятных условий для участия в конкуренции по поводу западных фантов под патронажем престижного зарубежного университета или исследовательского центра объективно возникают стимулы для превращения их в фактического заказчика, определяющего тематику исследований, а подчас - и для однонаправленной миграции представителей отечественной научной элиты.
- В результате многообразных процессов, происходящих в социально-экономической жизни страны и в организации научной сферы, в частности, наряду с российским научным сообществом внутри страны сложилась и имеет тенденцию к некоторому росту российская научная диаспора. Её, по-видимому, нельзя именовать зарубежной российской наукой - многие из выехавших затаили обиду на реальные или мнимые притеснения на родине или страх, подпитываемый негативными в основном потоками новостей о России в западных СМИ, да и в организационо-финансовом отношении она накрепко привязана к инновационному комплексу страны пребывания. Многие представители научной диаспоры выступают в роли аттракторов для способных молодых учёных и более старших коллег, привлекая их к осуществляемым ими проектам на краткосрочной основе, т.е. в этом смысле способствуя интенсификации научной мобильности - не всегда со знаком «плюс» для росссийской науки, но почти всегда - для конкретных молодых учёных, оседающих за рубежом».
Чепуренко А.П., Воспроизводство научной элиты и международная мобильность российских учёных, в Сб.: Модернизация экономики и выращивание институтов в 2-х книгах, Книга 2 / Отв. ред. Е.Г. Ясин, Изд-во «Высшая школа экономики», 2005 г., с. 218-221.