«Вся система нынешнего просвещения и образования всё ещё, как и раньше, ориентирована, как правило, на некий «средний» тип учащихся, который на проверку оказывается скорее близким к низкому уровню интеллектуальных достижений, чем к высокому. Вульгарно толкуемая философская идея социального равенства людей обернулась в педагогике тезисом (которому был придан статус чуть ли не незыблемой педагогической аксиомы) о том, что «все дети талантливы», все способны к высотам творчества. При такой теоретической предпосылке функцию выращивания талантов система образования выполняла и продолжает выполнять сейчас из рук вон плохо… А та, кто одолевает подъём по ступенькам этой системы к храму науки, нередко оказывается слабо подготовленными к тому, чтобы стать в нём хоть начинающими, но жрецами, посвящёнными в действо, а не приживалами, способными лишь повторять плохо выученные молитвы…
Иванов М.В., Механизмы формирования научной элиты, в Сб.: Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга, Часть 1 / Под ред. С.А. Кугеля, Изд-во СПбУЭФ, 1993 г., с. 67.