«Можно смело сказать, что превращение неофита в настоящего учёного начинается с разрушения вынесенных им со студенческой скамьи (нередко это - единственное, что он оттуда выносит) мифов о том, как проводятся исследования и вообще что такое наука. Психология - и здесь не исключение. Всех студентов, в том числе и студентов-психологов, учат, что в науке теории выводятся из фактов, факты подтверждаются или опровергаются эмпирическим опытом, полученным в условиях строго организованных экспериментов, из двух соперничающих теорий всегда побеждает та, которая больше соответствует этому опыту и т.п. Принято вычленять шесть основных слагаемых соответствующего образа науки, который, как будет показано ниже, так же далёк от реальности, как миф о коммунизме от советских очередей за колбасой.
1. Научное знание основано на твёрдых эмпирических фактах.
2. Теории выводятся из фактов и, следовательно, вторичны по отношению к ним.
3. Наука развивается посредством постепенного накопления фактов.
4. Поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение.
5. Теории и гипотезы последовательно выводятся из фактов посредством рациональной индукции.
6. Теории и гипотезы принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку экспериментом. Одно из ключевых отличий состоявшегося ученого от неофита состоит в том, что второй верит во всё это, а первый знает, что всё перечисленное - полная чушь, а в реальной науке всё происходит по-другому. Например, в науке о самой науке - в науковедении - широко известен т.н. тезис Дюгема-Куйана, гласящий, что если теории противоречат фактам, тем хуже для фактов, о чём, впрочем, писал ещё И. Кант».
Юревич А.В., Психологи тоже шутят, М., «Канон+», 2012 г., с. 84-85.