Одиночество гения, таланта на примере Леонардо да Винчи

Многие исследователи творчества выдающихся людей отмечали: по мере развития результативной творческой личности, друзей становиться всё меньше... Адъютант Наполеона вспоминал: «У Наполеона были знакомые, но не было друзей».

Это явление явно имеет не одну, а несколько причин. Вот как это изложили исследователь творчества Леонардо да Винчи в 1900 году::

ПРИМЕР.  «Однако и здесь, в Милане, как и во Флоренции, он возбуждал к себе изумлённое внимание в самых разнообразных слоях общества, волновал воображение, создавал о себе легенды. Им занимались повсюду: при дворе и в грязных переулках городской окраины, Боргетто, у военных людей, как Галеаццо Сан-Северино, и в тихих кельях монастырей. Никто не любил его сердечною любовью, но о нем везде говорили и спорили, иногда, вероятно, с ожесточением. Можно себе представить, какие толки возбуждали в обществе его Колосс, его «Тайная вечеря», его небывалые инженерные сооружения и, наконец, золотые блёстки его изобретательности в области механики. Аморетти рассказывает, что в 1489 году он придумал целую систему блоков для подъёма под купол миланского собора священного гвоздя - chiodo della croce, - этой драгоценной для католиков реликвии. С величайшей лёгкостью он делал то, что казалось толпе недоступным и в высшей степени знаменательным по своему содержанию и смыслу. Флорентийский Апеллес превзошёл все ожидания и надежды миланского общества. Он мужал, приобретал всё более и более знаний, всё дальше уходил от толпы с её будничными печалями и мимолетными веселиями, хотя, постоянно отыскивая натуру, он бродил среди неё с пытливым, острым вниманием в светлых глазах. Самый вид его должен был производить особенное впечатление. Высокий, с широкими плечами, с длинной, волнистой бородой и густыми мохнатыми бровями, одетый с оригинальным изяществом, он казался теперь настоящим магом, - придворным магом, который все знает и держит в руках тайные пружины современных событий. Гений его раскрывался в самых разнообразных направлениях, но при этом в нём постепенно умирало всё примитивно-человечное, простое и сердечное. Казалось, что он взирает на вопросы добра и зла с недосягаемой художественной высоты, но, в действительности, Леонардо да Винчи был просто равнодушен к ним по свойству своего умозрительного таланта, по темпераменту искателя отвлеченных научных истин. Таким Леонардо да Винчи был в своем искусстве и таким он выступает в жизни, как она рисуется сквозь дым миланских и флорентийских легенд.

Волынский А.Л., Жизнь Леонардо да Винчи, М., «Алгоритм», 1997 г., с. 39-40.

 

Конфликт ученого с владельцами бизнеса и поведение его семьи...