Традиционные познавательные модели / метафоры по И.К. Лисееву

«Не претендуя на всеобщность охвата, можно выделить следующие познавательные модели в истории культуры.

Организменная - мир как организм. Это первая познавательная модель, раскрывающая устройство бытия, космоса, природы по аналогии с устройством живого организма. Возникнув в античности, она затем неоднократно воспроизводилась в дальнейшем.

Семиотическая - мир как книга. Возникнув в средневековой культуре, эта модель давала возможность видеть мир, природу как текст, который надо прочесть, или шифр, смысл которого надо разгадать, расшифровать.

Механическая - мир как машина, как часы. Завоевав приоритет в культуре Нового времени, такое понимание мира требовало его описания как комплекса механически взаимодействующих частей.

Статистическая - мир как статистический ансамбль, совокупность балансов. Восходя к XIX веку, эта модель рассматривала мир как состояние статистического равновесия.

Организационная - в которой рассмотрение универсума проводилось на основе вычленяемых различных организационных законов. Начиная с идей «Тектологии» А. А. Богданова, исследований Р. Селларса и Г. Брауна эти взгляды получили развитие в работах структуралистов, холистов и др.  Организационные представления лежат в основе всех направлений современной экологии.

Эволюционная - представления этой познавательной модели зародились ещё в античности и прошли через века. Однако парадигмой естествознания она становится в XIX веке, после эпохальных работ выдающихся ученых-эволюционистов Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина и др., приобретая в XX веке устойчивую тенденцию к превращению в феномен культуры в целом. Из фундаментальной идеи биологии она трансформируется в эволюционистский способ мысли, обретая в широко утверждающейся ныне концепции глобального эволюционизма свое всеобщее универсальное значение. Наряду с эволюционной ведущими во второй половине XX века становятся ещё две познавательные модели - системная и самоорганизационная.

Системная познавательная модель предстаёт как путь реализации целостного подхода к миру в современной культуре в условиях учёта сложнейшей многообразной дифференцированности знания, достигнутого в современной науке.

Самоорганизация как познавательная модель в рамках синергетики даёт возможность оценить объективную реальность в терминах нелинейности, неустойчивости, неравновесности. Осознать развивающиеся процессы через многообразные флуктуации подсистем, в ходе которых возникают точки бифуркаций, когда появляется целый веер различных направлений изменения систем».

Лисеев И.К., Новые методологические ориентации и современной философии биологии, в Сб.: Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) / Отв. ред. О.Е. Баксанский, М., «Эдиториал УРСС», 2001 г., с. 24-25.


Новые познавательные модели в биологии по Ю.В. Чайковскому