Научные парадигмы
Построение научных моделейПостроение научных моделей
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Научные парадигмы
Построение научных моделейПостроение научных моделей
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
«Не претендуя на всеобщность охвата, можно выделить следующие познавательные модели в истории культуры.
Организменная - мир как организм. Это первая познавательная модель, раскрывающая устройство бытия, космоса, природы по аналогии с устройством живого организма. Возникнув в античности, она затем неоднократно воспроизводилась в дальнейшем.
Семиотическая - мир как книга. Возникнув в средневековой культуре, эта модель давала возможность видеть мир, природу как текст, который надо прочесть, или шифр, смысл которого надо разгадать, расшифровать.
Механическая - мир как машина, как часы. Завоевав приоритет в культуре Нового времени, такое понимание мира требовало его описания как комплекса механически взаимодействующих частей.
Статистическая - мир как статистический ансамбль, совокупность балансов. Восходя к XIX веку, эта модель рассматривала мир как состояние статистического равновесия.
Организационная - в которой рассмотрение универсума проводилось на основе вычленяемых различных организационных законов. Начиная с идей «Тектологии» А. А. Богданова, исследований Р. Селларса и Г. Брауна эти взгляды получили развитие в работах структуралистов, холистов и др. Организационные представления лежат в основе всех направлений современной экологии.
Эволюционная - представления этой познавательной модели зародились ещё в античности и прошли через века. Однако парадигмой естествознания она становится в XIX веке, после эпохальных работ выдающихся ученых-эволюционистов Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина и др., приобретая в XX веке устойчивую тенденцию к превращению в феномен культуры в целом. Из фундаментальной идеи биологии она трансформируется в эволюционистский способ мысли, обретая в широко утверждающейся ныне концепции глобального эволюционизма свое всеобщее универсальное значение. Наряду с эволюционной ведущими во второй половине XX века становятся ещё две познавательные модели - системная и самоорганизационная.
Системная познавательная модель предстаёт как путь реализации целостного подхода к миру в современной культуре в условиях учёта сложнейшей многообразной дифференцированности знания, достигнутого в современной науке.
Самоорганизация как познавательная модель в рамках синергетики даёт возможность оценить объективную реальность в терминах нелинейности, неустойчивости, неравновесности. Осознать развивающиеся процессы через многообразные флуктуации подсистем, в ходе которых возникают точки бифуркаций, когда появляется целый веер различных направлений изменения систем».
Лисеев И.К., Новые методологические ориентации и современной философии биологии, в Сб.: Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) / Отв. ред. О.Е. Баксанский, М., «Эдиториал УРСС», 2001 г., с. 24-25.