Отдельные творческие решения в области физической культуры
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Создание методик креативаСоздание методик креатива (творчества)
X
Отдельные творческие решения в области физической культуры
Творческое развитие детейТворческое развитие детей
Создание методик креативаСоздание методик креатива (творчества)
X
По опыту Л.А. Пахомовой, работа тренера с детьми может привести к осознанию собственных навыков и формулировке методических приемов:
«Мой дебют на новом поприще оказался обескураживающе бледным. Я в основном шла по следам Чайковской, копировала её приёмы, оставалась верной ходу её сценарного мышления. А мой собственный опыт понадобился лишь для того, чтобы не потерять веры в себя. Уже скоро стало ясно, что все мои идеи, какие-то заготовки, накопленные за годы выступлений, не могут быть использованы при создании танца для свердловчан, потому что я, отбирая их, исходила из своих собственных проблем, в то время как у каждого спортсмена свои задачи, проблемы, особенности. Моих ошибок у них может и не быть, у каждого свои ошибки.
Я считаю решающим в моём становлении как тренера то, что я стала работать с детьми.
Хотя тут всё оказалось непросто. Пришлось спускаться с Олимпа к самому подножию. Те элементы техники, которые я выполняла автоматически, теперь требовали осмысления, их надо было показать, объяснить. Тренировать детей - кропотливая, муравьиная работа, но увлекательна перспектива пройти весь цикл становления фигуриста, довести новичков до мастеров международного класса.
Удастся это или нет, заранее предсказать нельзя. В фигурном катании я не встречала вундеркиндов. Конечно, есть спортсмены, одарённые от природы музыкальностью, артистичностью, но это только заявка на будущее.
Когда к нам приходят дети - самые маленькие в десять лет, иногда в двенадцать, четырнадцать, - мы начинаем с нуля. Они все обучены по-разному кататься, у них разный уровень хореографической подготовки. Важно в этом возрасте подготовить их к серьёзной работе, гармонически развить, «растанцевать», сделать так, условно говоря, чтобы тело было готово к танцам, чтобы тело было «грамотным». Их надо учить специфическому, нашему катанию. Да и могло ли быть скучным, неинтересным видеть, как на твоих глазах подросток взрослеет? В восемьнадцать лет вы открываете для себя совершенно другого человека, складываются новые, порой очень сложные отношения. Спортсмену и тренеру надо набраться терпения и мудро это время прожить. Переходный период может длиться долго: и год, и два, и три.
Существует такая закономерность: чем легче было спортсмену в юниорстве, тем труднее ему среди взрослых.
Больше требуется волевой закалки - конкуренция несравненно выше, а отличившийся юниор уже сознает себя величиной. Многое зависит от новой обстановки: если это сильная группа, легко можно сникнуть, затеряться. На безрыбье легче выдвинуться, но труднее вырасти. Велика роль случая. Предусмотреть всё невозможно».
Пахомова Л.А., Монолог после аплодисментов, М., «Советская Россия», 1988 г., с.117-118.