Отдельные творческие решения в области физической культуры
БалетБалет
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
Отдельные творческие решения в области физической культуры
БалетБалет
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
«О связи фигурного катания с балетом говорят часто. Связь, конечно, есть. Абсолютно реальная, конкретная.
Мы взяли из балета всё: принципы постановки, движения, жесты, пластику. Мы стараемся в современном танце использовать те принципы архитектуры, скульптуры, психологической разработки, которые нас восхищают в сегодняшних балетных постановках.
Но мы не механически переносим движения со сцены театра на лёд. В фигурном катании движения выполняются на скорости, в скольжении, поэтому иногда они в результате этого украшаются, приобретают большую выразительность, иногда, наоборот, искажаются. Наверное, балетмейстер, который впервые сталкивается с нашей спецификой, задумывается, как будет выглядеть им сочиненное на большом ходу. Мы же заранее это знаем, как бы умножаем задуманное движение на коэффициент скорости.
У нас есть и свои преимущества перед классическим балетом. Нам куда легче и с большим эффектом удаётся создать впечатление полёта, экспрессии.
Ведь движения, которыми артист может вызвать иллюзию воздушности, у нас многократно усилены за счёт скольжения и скорости, поэтому их эмоциональное воздействие усиливается. Тот же арабеск. Мы верим в полёт танцора на сцене - движение одухотворено внутренним чувством артиста. На ледяной сцене впечатление полёта куда убедительнее: фигурист взлетает в прыжке гораздо выше, его полёт длится дольше, он летит, уносится вперёд, едва оттолкнувшись. Мы видим тот же арабеск в изменённых ракурсах. Мы видим ожившую скульптуру. Зритель забывает, что на ногах у спортсмена коньки, что сталь плавит лёд.
Вот тут-то и приходит мысль об огромных возможностях балета на льду. Нет ограничений в правилах, достаточно времени для репетиций, «твори, выдумывай, пробуй». В твоём распоряжении целый арсенал средств, представляемых искусством - хореографией, музыкой, драмой, изобразительным искусством, светотехникой и мастерством катания на коньках. Но, увы, настоящего искусства балета на льду мы пока не видим. В представлениях балета на льду подчас фигурное катание используется как демонстрация того, чего можно достигнуть на паре коньков. Балетмейстеры, работающие в балете на льду, впадают и в другую крайность - стремятся максимально приблизиться к искусству балета. Проявляется это во всём: в хореографии, в костюме, в балетной тематике. Такие постановки вызывают ощущение, что то же самое на балетной сцене выглядело бы лучше, что лёд и коньки только мешают и что фигурному катанию не хватает ни технических, ни выразительных средств для решения данного замысла.
В этом случае мы и наблюдаем «подмену» фигурного катания имитацией балета. Следовательно, творческий метод балетмейстеров не соответствует природе и специфике фигурного катания. У нас нет, к сожалению, специалистов в этой области. И если даже предположить, что появится интересный балетмейстерский замысел, то его некому будет осуществить. Потому что нет притока больших мастеров фигурного катания в балет на льду. Не идут фигуристы в балет. Не знаю, по каким причинам. Наверное, у каждого свои. Могу сказать только, почему я сама никогда не думала о балете: во мне очень сильно соревновательное начало. Мне нужна атмосфера спортивной борьбы, достижения спортивной цели. […]
… если раньше мы много брали из балета, сейчас начинаем придумывать новые элементы, оригинальные приёмы владения коньком...
Мы танцуем на льду. Если наш танец скорее подходит для сцены, значит, он не имеет смысла. Точно так же лишены смысла заимствования из акробатики. Это обращение к чужеродным средствам, уводящим от танца в сторону парного катания. Это не будет и парным катанием, если, взявшись за руки, кататься, не владея ни позицией, ни танцевальностью, - просто кататься под музыку, проделывая разные акробатические трюки».
Пахомова Л.А., Монолог после аплодисментов, М., «Советская Россия», 1988 г., с. 99-100 и 109.