«Эволюцию часто не совсем корректно отождествляют с прогрессом, вкладывая в последний исключительно позитивное содержание, т. е. понимая под ним развитие от «плохого» к «хорошему», в сторону роста общего «количества счастья» на Земле.
Рост счастья предполагается, естественно, для человека, а не для комара или, скажем, собаки. Между тем эволюция вовсе не «озабочена» интересами человека и кого бы то ни было другого.
Прокариоты (клетки которых не содержат ядер), эволюционировав в эукариот (клетки содержат ядра), оказались оттеснёнными на периферию биосферы. Эволюция неандертальца, превратившая его около 40 тыс. лет назад в кроманьонца (современного человека), самого неандертальца после того извела примерно за 5 тыс. лет. Переход кроманьонца от первовобытной фазы (собирательство и охота) к племенной (земледелие и скотоводство) тоже не был для человека безусловно позитивным явлением […] С большими издержками для человека был связан и переход к третьей и четвёртой фазам социального развития - ранней (городское общество) и имперской древности. Не принёс людям особого счастья и дальнейший ход событий.
Это выглядит, если вдуматься, вопиющей исторической несправедливостью: некая группа живых организмов постепенно изменяет окружающий мир «под себя», а плодами этих изменений в итоге пользуются другие, причём с достаточно печальным для «инициаторов реформ» результатом. Увы! Блестяще сформулированный Стругацкими принцип: «Будущее создаётся тобой, но не для тебя» проявляется в эволюции биосферы как одна из фундаментальнейших закономерностей»
Хайтун С. Д., Социум против человека: законы социальной эволюции, М., «КомКнига», 2006 г., с. 219-220.