1) Возникновение объективных средств компьютерного контроля для различных социальных явлений: интеллектуальных систем по раскрытию преступлений, использующих базы данных по преступникам-рецидивистам, организованной преступности, начинающим преступникам и т. п.; интеллектуальных систем паталого-анатомической экспертизы; интеллектуальных систем экологического контроля (мировые, региональные); интеллектуальных систем быстрого оповещения для социальных конфликтов; интеллектуальных систем надзора за соблюдением законности и т. п. Интеллектуальные системы прогнозирования (медицина, социология, экономика, политика и т. д.).
2) Влияние интеллектуальных систем на просвещение - «компьютерная цивилизация» («ты скажи мне, какова интеллектуальная система твоего персонального компьютера, - и я скажу тебе, кто ты!»). Так как интеллектуальные системы обладают возможностями соединять (благодаря инженерии знаний) внеличностное и личностное знания и так как они обладают интеллектуальным интерфейсом, то они могут содействовать повышению среднего уровня интеллектуальности. В этом и состоит их просветительская функция, могущая проявляться на ранних стадиях развития личности.
3) Усиление умственной деятельности и компьютерная поддержка творчества. Создание симбиозов интеллектуальная система-исследователь (напомним, что интеллектуальная система есть человеко-машинная система).
4) Внедрение интеллектуальных систем в административную сферу - применение автоматических канцелярий («компьютер вместо бюрократа», создание антибюрократического надзора посредством специальных интеллектуальных систем, автоматический сбор социологической информации о ходе делопроизводств, автоматическая сигнализация о застойных явлениях).
5) Интеллектуальные роботы вместо людей в ситуациях риска.
6) Увеличение информационной силы общества за счёт автоматического извлечения информации из текстов (обзоры больших текстовых массивов с последующим заполнением БД у заинтересованных пользователей).
7) Повышение логической культуры общества и, следовательно, снятие некоторых табу коллективного мышления; повышение роли аргументации; углубление принципов демократизма согласно тезису: «Демократия не только конкурс голосов, но обязательно и прежде всего конкурс аргументов».
Одной из бед массового сознания и индивидуального сознания, подчиненного массовому, является «недодумывание до конца» - дефект выведения логических следствий (это свойство катализируется социальными табу - см. в связи с этим исследования Л. Леви-Брюля первобытного мышления».
Финн В.К., Интеллектуальные системы и общество, М., «Российский государственный гуманитарный университет», 2000 г., с. 108-109.