В XIX века сложились нормы классической науки, которые в начале XX стали препятствовать построению новых - динамических научных моделей:
«Классическое знание «становление» исключает. Последнее обслуживает весьма развитый аппарат, образованный: законами сохранения (идея качественной стабильности вещей), принципами постоянства, цикличности, ритмичности (идея воспроизводимости «нетекущей» действительности), требованиями относительности, симметрии (идея инвариантности содержательных аспектов мышления относительно его формальных аспектов), отношениями тождества, эквивалентности, равенства, схемами стабильности, несамоизбыточности, непротиворечивости сущего и т. д.
Осмысление мира как процесса, изменяющейся историчной стихии (ввиду эмпирических интуиции «становления») было вынесено, за рамки науки - в метафизику. Монополией на концептуализацию «становления» долгое время владела философия - многочисленные типы диалектики, динамический спиритуализм, эмерджентизм, доктрины органической целостности, историзма.
Постепенное проникновение и укоренение в познавательном дискурсе эволюционистских, историцистских, организмических, телеономических категорий означало незаурядный поворот науки к «становлению».
Ильин В.В., Теория познания: эпистемология, М., «Либроком», 2011 г., с. 83.