Пара(ы) противоположностей или дополнение до пары противоположностей
Набор эвристик, приёмов
Парные приемыПарные приёмы / эвристики
X
Пара(ы) противоположностей или дополнение до пары противоположностей
Набор эвристик, приёмов
Парные приемыПарные приёмы / эвристики
X
«Хотя мастера чань порой утверждают, что коаны формируются стихийно и главным образом интуитивно, тем не менее, анализ их содержания и структуры позволяет выявить ряд специфических приёмов, которые объективно участвуют в этом процессе и отражаются в отношениях между элементами коанов.
Сразу отметим, что главным методом построения коанов является метод контраста, который реализуется посредством того или иного способа соотнесения противоположностей. Это относится и к содержанию, и к языку, и к внутренним отношениям в коанах. При этом в качестве противоположностей могут выступать и реальные объекты с их свойствами, и ментальные феномены - мысленные образы, понятия, слова, их значения.
Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся способы оперирования с противоположностями в процессе построения коанов.
I. Соединение противоположностей.
Этот способ объединяет в одну структуру противоположные феномены таким образом, что они образуют целое, элементы которого тем или иным способом дополняют, восполняют, обогащают, модифицируют друг друга, придают друг другу новый статус и т. д. Данный способ реализуется с помощью ряда особых приёмов.
1. Дополнение какого-либо феномена его противоположностью.
Цель этого приёма - показать ошибочность использования того или иного явления, действия и т. п. обособленно от их полярных коррелятов. Такое использование из-за своей односторонности оказывается неэффективным и даже ущербным. Продемонстрируем это на примере коана «Кулак Мокусэна». […]
2. Соединение разнородных реалий.
С помощью этого приёма строятся комбинации, элементы которых, взятые по отдельности, являются вполне обычными, нормальными феноменами. Но чаньские мастера, взяв их совершенно из разных областей и соединив, производят нечто нереальное, в таком виде в действительности невозможное. […]
3. Соединение реального и воображаемого.
Благодаря этому приёму совершаются действия и события, которые в действительности или нежелательны, или невозможны. Тем самым создается парадоксальная картина реально невозможного единства. Так, на вершине горы может расти трава без корней, листья могут шелестеть, хотя нет ветра. В другом коане воображаемым мечом совершают воображаемое отсечение головы. Суть такого приёма - утверждение чего-то, противоположного реальному, приписывание последнему неёстественных черт, вследствие чего реальность наполняется ментальным, художественным содержанием, становится более впечатляющей, загадочной, фантастичной. В целом картина приобретает особый, сокровенный смысл.
4. Соединение разных толкований символов, высказываний.
Часто одни и те же символы и высказывания можно истолковать по-разному. На этом их свойстве мастера чань построили немало коанов. Поскольку толкования могут иметь противоположный смысл, то коаны приобретают вид противоречивых структур.
5. Соединение взаимоисключающих противоположностей.
Этот приём довольно часто используется мастерами чань для построения коанов. Именно он создает наиболее трудные и невероятные мыслительные структуры. Для этого чань-буддисты считают вполне допустимой такую операцию, как соединение утверждения и отрицания. […]
II. Противопоставление противоположностей.
Этот способ соотнесения противоположностей также реализуется с помощью разных приёмов. Эти приёмы отличаются друг от друга характером самих противоположностей.
1. Противопоставление противоположных реалий действительности.
В качестве таких реалий могут использоваться оппозиции самых различных феноменов - противоположные условия или предпосылки чего-либо, способы жизнедеятельности, образы поведения, добро и зло, вера и неверие, различные убеждения, точки зрения и т.д. […]
2. Противопоставление фундаментального и обыденного. […]
3. Противопоставление реального и представляемого, воображаемого.
В этом случае соотносятся, с одной стороны, какие-либо реальные явления, события и т. п., а с другой -представления о них, существующие в сознании, воображении. Цель коанов на этот раз - показать ошибочность вторых феноменов.
4. Переход от одного поступка к противоположному. […]
5. Противопоставление высказыванию контрвысказывания.
Суть этого приёма заключается в том, что высказанному кем-либо соображению противопоставляется противоположное высказывание. Таким способом формулируется новая мысль, новая идея, которая, в свою очередь, может стимулировать дальнейший мыслительный поиск.
Этот приём используется в коанах или в форме перестановки субъекта и предиката высказывания или в форме перестановки высказываний в комбинации из двух высказываний. Цель такой операции - представить иной, противоположный взгляд на то или иное явление, свойство и т. п., на роль и значимость элементов таких корреляций. Вот, например, как это представлено в следующем коане.
Кёсэй однажды спросил у монаха, что за шум раздаётся за дверью. Монах ответич, что там змея заглатывает лягушку. «Я думал, что жизнь - это страдание, а оказывается, что страдание - это жизнь», - ответич Кёсэй.
С помощью инверсии может быть сформулирован новый и притом достаточно глубокий вопрос. Так, отталкиваясь от исходной фразы, чаньский мудрец спрашивает: «Все вещи возвращаются к единому; к чему же тогда возвращается единое?»
7. Использование двусмысленных слов или действий.
Этот приём довольно часто используется мастерами чань. С его помощью достаточно легко поставить человека в затруднительное положение, вызвать в нем непонимание, недоумение, вопрос и тем самым побудить к интенсивной умственной работе […]
III. Подмена какого-либо феномена его противоположностью.
Этот способ построения коанов реализуется также с помощью определенного набора приёмов. Охарактеризуем некоторые из них.
1. Отнесение вопроса к противоположному корреляту.
Всякий вопрос может быть отнесён к определённому объекту, т. е. к тому, что является предметом этого вопроса или признаком предмета. Например, вопрос «Как выглядит твой лик?» относится к такому предмету, как лик, и к такому его признаку, как его вид. Такой способ задавания вопросов можно называть обычным, адекватным. Но вопрос может быть задан парадоксальным образом. Его относят не к соответствующему предмету, а к его противоположности. А такая противоположность оказывается чем-то невероятным: предмет или отсутствует, или становится чем-то трудно представляемым. Тут-то и следует обращаться к чему-то загадочному, неёстественному, переориентироваться в сферу явлений иного рода. Такими являются, например, следующие вопросы, встречающиеся в коанах: «Каким был твой лик первозданный, когда твои родители ещё не произвели тебя на свет?». «Где ты будешь находиться, когда твоё тело будет кремировано и пепел развеян по ветру?». Ясно, что в этих случаях речь идет об ином лике по сравнению с обычным (о вечном, духовном облике человека) и об ином «Ты» (о духовной ипостаси физического «Ты»).
Эвристическая значимость подобных вопросов состоит в том, что они могут выводить мышление к иным типам объектов и явлений, противоположным по своей природе известным типам.