Модели 19-ти двойственных эвристик по Ю.А. Шрейдеру

«Идея рассмотрения двойственных эвристик заимствована автором у С. Ю. Маслова (из его письма к А. А. Любищеву от 3 мая 1971 года).

Там же описаны первые семь пар из приводимых далее эвристик в несколько отличной от даваемой ниже формулировке. Несмотря на довольно абстрактную форму этих эвристик, выбор той или иной из них существенно предопределяет ход исследования - эвристика говорит нам, что может служить ответом на задачу, а что мы отказываемся принимать как таковой.

Тем самым сужается круг поисков возможных решений. Впрочем, лучше начать непосредственно с перечня из девятнадцати пар эвристик, которые мы разделяем на Н-эвристики и Р-эвристики (условно различая их по их тяготению к номинализму и реализму):

1Н) индивидуальная вещь важнее идеи; подлинное существование имеют только индивидуальные объекты, следовательно, ищи конкретные свойства индивидуума;
1Р) идея важнее своего воплощения; следовательно, изучая конкретный предмет, нужно искать воплощенную в нём идею;

2Н) исследовать целое нужно путём сведения его к элементарным частям, которые определяют свойства целого;
2Р) нужно изучать специфику целостного объекта, а в его частях искать проявления целого;

ЗН) искать, как внешняя среда определяет внутренние свойства объекта (влияет на внутренние свойства);
ЗР) искать, как внутренние свойства объекта формируют внешнюю среду;

4Н) описывать, не объяснять;
4Р) важнее объяснять, чем описывать;

5Н) измерять явления числами - стремиться к количественной характеристике наблюдаемых феноменов;
5Р) числа правят миром; следовательно, нужно искать математические структуры, лежащие в основе феномена;

6Н)искать объективное описание явлений, инвариантное по отношению к различным наблюдателям и способам представления; 6Р) искать описания явлений с позиций разных наблюдателей, не смущаясь противоречивостью субъективных описаний;

7Н) расщеплять объект и субъект, четко отделять объективное от субъективного;
7Р) признавать, что познание есть результат слияния познающего субъекта с познаваемым объектом, стремиться к такому слиянию;

8Н) искать причинно-следственные связи между явлениями;
8Р) искать смысл явлений, проявляющийся в целях;

9Н) сводить явления к первичной реальности, фиксировать уровень описания;
9Р) признавать разные уровни реальности, учитывать разные уровни при описании сущего (объект и его меру, практику и идеал);

10Н) всякая информация связана с некоторым носителем. При изучении информационного процесса следует искать физический носитель информации и конкретный код;
10Р) искать информацию, независимую относительно физических свойств её носителя и способа кодирования;

11Н) все существенное надо искать в модельных примерах;
11P) искать общую аксиоматику, гарантирующую нужные свойства в модельных примерах. Искать теорию, воплощенную в данном классе моделей;

 12Н) искать законы сохранения: что сохраняется и при каких условиях?
12Р) искать ресурсы развития в нарушениях законов сохранения;

13Н) не вводить новые сущности («бритва Оккама»);
13Р) вводить новые сущности (вообще неизвестные факторы) там, где они могут быть охарактеризованы и обладают объяснительной силой;

14Н) не различать то, что несущественно в данной ситуации;
14Р) помнить, что процедуры отождествления многообразны и нетривиальны, поэтому нужно тщательно исследовать принципы отождествления;

15Н) рассматривать всё в историческом развитии;
15Р) рассматривать явления системно, в рамках логических связей, отвлекаясь от исторических случайностей;

16Н) в описании мира важен смысл, а не способ его выражения;
16Р) существенно, как выражено описание. Следует искать наиболее адекватный способ описания в естественной системе понятий;

17Н) истина, добро и красота историчны и конвенциональны; критерии истинности, эстетичности и нравственности следует рассматривать в исторической парадигме;
17Р) существуют абсолютные истина, добро и красота, относительно которых следует оценивать все сущее;

18Н) теория об объекте, имеющаяся у исследователя, не является продуктом деятельности самого объекта;
18Р) теория о сложном объекте, имеющаяся у исследователя, может быть частично продуктом деятельности самого объекта;

19Н) объект не зависит от факта существования теории, описывающей этот объект;
19Р) объект может претерпевать внутренние изменения под влиянием теории, описывающей этот объект. […]

Рассматривая перечень эвристик, можно сразу усмотреть следующие его особенности. Приведенные эвристики частично коррелированы - мы не старались вычленить независимые эвристики.

Список эвристик открыт для дальнейшего пополнения - он никак не претендует на завершенность. Исследователь вовсе не обязан принимать альтернативу - пользоваться Н-эвристиками или Р-эвристиками. Он их может комбинировать в произвольном сочетании и даже пользоваться Н-эвристиками и Р-эвристиками с одним и тем же номером.

Главное в этом перечне - это идея о том, что можно пользоваться (и весьма плодотворно) дополнительными эвристиками.

Наоборот, абсолютизирование одной из эвристик с моральным запретом на дополнительную к ней ведет к трудностям как в описаниях науки, так и в методологии научного описания реальности. С этой точки зрения нельзя не увидеть некоторое преимущество Р-эвристик. Они устроены так, что как бы подразумевают законность применения соответствующих Н-эвристик. С другой стороны, «бритва Оккама» (сама по себе часто игравшая полезную роль) легко превращается в гильотину».

Шрейдер Ю.А., Сложные системы и космологические принципы, в Cб.: Противоположности и парадоксы (Методологический анализ) / Под ред. И.А. Герасимовой, М., «Канон +»; «Реабилитация», 2008 г., с. 292-295.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube