Основные работы в области методологии науки
Научные теорииНаучные концепции, широко применявшиеся за рамками своих наук…
Оценки научных теорийОценки научных теорий
X
Основные работы в области методологии науки
Научные теорииНаучные концепции, широко применявшиеся за рамками своих наук…
Оценки научных теорийОценки научных теорий
X
«В качестве надёжно установленных и признанных в философии науки рассматриваются следующие принципы:
1. Принцип проверяемости. В литературе он же часто называется принципом верифицируемости (от английского verification). Этот принцип, как правило, выступает в аспекте требования подтверждаемости, и в англоязычной литературе термин verification часто заменяется термином justification.
2. Принцип опровергаемости, или фальсифицируемости (от английского falsification).
3. Принцип наблюдаемости.
4. Принцип простоты.
5. Принцип соответствия, или преемственности.
6. Принцип инвариантности, или симметрии.
7. Принцип согласованности, или системности.
Именно эти принципы будут предметом нашего ближайшего обсуждения. Но прежде чем перейти к обсуждению содержания принципов и характера их функционирования в научном познании, я хочу отметить несколько очень важных общих положений, относящихся не к отдельным принципам, но ко всем. […]
Системность методологических принципов состоит в их внутренней связанности. Каждый методологический принцип содержательно связан со всеми другими принципами.
Характер этой связи определяется тем, что каждый принцип выражается не в виде одного узкофиксированного положения, а в виде нескольких требований, очень тесно связанных друг с другом, но не совпадающих полностью. Так вот, одно из требований каждого принципа содержательно связано, а иногда и просто совпадает с каким-либо требованием другого принципа.
Если составить «матрицу принципов» и в «диагональные клетки» поместить требования данного принципа, а в «недиагональные клетки» поместить требования данного принципа («по вертикали»), совпадающие с требованием другого принципа («по горизонтали»), то все клетки «матрицы» оказываются заполненными, естественно, что «матрица принципов» является симметричной.
Можно использовать такой метафорический образ. Каждый принцип представляет собой не «одномерную ось» в некоем «методологическом пространстве», а «конус», «пучок осей». При этом «конус» каждого принципа пересекается с «конусами» всех остальных принципов, т. е. каждый принцип связан с каждым другим.
Эта системная связанность методологических принципов исключительно важна в практике научного познания. И в дальнейшем исследовании принципов я буду все время отличать её, подчеркивать её и обращаться к ней. Но эта системная связанность принципов важна не только для содержания самого научного метода. Она очень важна и для анализа самих методологических принципов, для методологии и философии науки, о чем я хочу сказать несколько позднее. Итак, я ещё раз подчеркиваю, что методологические регулятивные принципы научного познания образуют связанную систему.
Эта система, конечно же, не является замкнутой. Так, принцип соответствия полностью, а принцип инвариантности и согласованности (или системности) в значительной степени являются продуктами развития науки в XX веке. В XIX веке принципа соответствия не было вообще, а принципы инвариантности и согласованности подозревались в смутной форме и ещё не были достаточно четко осознаны и сформулированы. Я не исключаю появления в будущем и новых принципов. Но каждый новый принцип должен войти в систему, так сказать «вписаться» в неё, как «вписался» в XX веке принцип соответствия.
Второе важное общее положение, которое я хочу отметить и которое теснейшим образом связано с тем, о чем я только что говорил, состоит в том, что методологические принципы научного познания в некотором (пусть не вполне исчерпывающем) смысле удовлетворяют требованиям методологических принципов научного познания, т. е. система методологических принципов является самоприменимой, самообращённой. Я не буду затрагивать тех формальных трудностей, которые могут возникнуть в таких самообращенных (саморефлексивных) системах и обращусь только к содержательной стороне дела.
Методологические принципы должны удовлетворять требованию наблюдаемости (в дальнейшем я буду защищать тезис о том, что подтверждаемость, опровергаемость и наблюдаемость - суть стороны единого общего принципа проверяемости). Мы должны удостовериться, что данный принцип был действительно эффективно использован в развитии научного познания. Довольно часто в литературе по методологии науки некоторые авторы из «общих соображений» выдвигали положения, которые они трактовали как принципы научного познания. Но единственным основанием для этого были именно пресловутые «общие соображения» и никак не выявлялось - действительно ли эти принципы использовались в реальной практике научного познания. Такие положения, конечно же, нельзя считать методологическими принципами научного познания, т. к. они не удовлетворяют требованию (принципу) наблюдаемости.
Далее, методологические принципы должны удовлетворять требованию инвариантности, т. е. они должны эффективно выполняться во всех (или, по крайней мере, во многих) областях научного познания, а не только в какой-либо одной области или одной дисциплине.
Методологические принципы должны удовлетворять принципу соответствия-преемственности: методологические принципы, сформированные в XIX или даже в XVIII веке, продолжают функционировать и в науке XX века.
И, наконец, методологические принципы должны удовлетворять принципу системности, они должны входить, «вписываться» в систему принципов.
Таким образом, единственным принципом, который остаётся «не у дел» при анализе самих методологических принципов, является принцип простоты. Но даже и при этом очевидна существенная самоприменимость системы методологических принципов. Это обстоятельство является важным для анализа «кандидатов в методологические принципы», т. е. в дальнейшем мы будем этих «кандидатов» оценивать, исходя из этих требований.
Третье общее положение, касающееся системы (я уже говорю системы) методологических принципов, связано с тем, что упомянутые выше принципы довольно чётко разделяются на две группы. В первую входят принципы подтверждаемости, фальсифицируемости и наблюдаемости. Они главным образом регулируют взаимоотношение теоретического и эмпирического уровней научного знания. Во вторую группу входят принципы простоты, соответствия, инвариантности и согласованности. Их функционирование в основном связано с установлением внутритеоретических и межтеоретических отношений. Это разделение, конечно же, относительно. В силу отмеченной выше системности принципов каждый из них связан с каждым другим, принципы первой группы относятся и к внутритеоретическим, и к межтеоретическим отношениям, а принципы второй группы имеют весьма тесное отношение к связи теоретического и эмпирического уровней. Но всё же в первой группе более выпукло выступает аспект связи теоретического и эмпирического уровней, а во второй группе более явным оказывается именно теоретический аспект».
Илларионов С.В., Теория познания и философии науки, М., «Российская политическая энциклопедия», 2007 г., с. 142-145.