Теория элит
Порча научной школыПорча научной школы
Защита творческого коллектива от распадаЗащита творческого коллектива от распада
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Теория элит
Порча научной школыПорча научной школы
Защита творческого коллектива от распадаЗащита творческого коллектива от распада
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
«Основной недостаток системы самопополнения элитной группы - слабость входного контроля.
При приёме новых членов оценка претендентов проводится в сравнении их с имеющимися в данный момент членами группы. Но если члены элитной группы стремятся к тому, чтобы новые её члены были «не хуже» их, то эталоном для отбора претендентов становится уровень худших из имеющихся членов. Таким образом, даже при строгом отборе по эталонному уровню элитные качества будут приближаться к их нижней границе. Однако на деле члены элитной группы далеко не всегда озабочены тем, чтобы были приняты лучшие претенденты.
В действие вступают иные мотивы: подбор претендентов не по профессиональным достоинствам, а по личной симпатии; желание видеть в группе своих сотрудников, учеников, преемников (главное - «своих», а не «чужих»); стремление не допустить в неё конкурентов и вообще тех, кто может захватить лидерство и оттеснить её старых членов на вторые роли; включение в свой состав «сильных мира сего» не за их научные заслуги, а из соображений совсем иного порядка. Следует учесть и то, что элитарные качества с возрастом слабеют, и многие стареющие представители элиты, не желая выглядеть тускло на ярком фоне талантливых новичков, руководствуются при приёме их правилом: «пусть чуть хуже меня, но лишь бы не намного лучше».
Из сказанного вытекает, что в этих условиях механизм отбора даёт сбои, приводящие к ошибкам двоякого рода: во-первых, в элитную группу попадает неэлитный материал, и, во-вторых, вне её остается элитный.
Обычно критикуют ошибки первого рода - они больше бросаются в глаза. В этой связи то и дело провозглашается необходимость ужесточить правила отбора (например, повысить требовательность учёных советов к диссертантам, ответственность оппонентов и т.д.). Стоит отметить, что все подобные призывы малоэффективны, поскольку остаётся в силе принцип самопополнения.
Но существенное значение для понимания характера эволюции элитной группы имеют и ошибки второго рода, на которые обращают мало внимания: о невостребованных талантах никто не помнит, кроме них самих. Однако фактически их невостребованность - это серьёзная потеря не только для общества, но и для элитной группы. И такая потеря не проходит даром: несовпадение между действительной элитой (элитой в первом смысле) и элитной группой (элитой во втором смысле) растёт, а разница между уровнем элитной группы и уровнем исходной совокупности уменьшается. […]
… моделирование систем с подобными механизмами самопополнения элиты ведёт к выводу, что последняя в них неудержимо деградирует. Теряя свои элитные качества, она опускается до среднего уровня исходной совокупности, а затем, если её функционирование продолжается и дальше, то она вырождается в «антиэлитную» группировку - некое подмножество исходного множества, собирающее в себя всё худшее , что в нём есть.
Деградация самопополняющейся элитной группы к тому же сопровождается распространением и укреплением личных связей, основанных на зависимости, преданности, взаимных услугах и т.п. В результате эволюция самокомплектующейя элитной группы ведёт к превращению её в сплоченную клику, живущую своей собственной внутренней жизнью, закрытой для постороннего глаза. Эта группа всё больше отрывается от породившего её общества, замыкается на своих внутренних проблемах и задачах, принося в жертву им интересы дела, которому она призвана служить. (Некоторые из наших академий, по-видимому, уже давно дошли до последних стадий эволюции, на которых происходит их превращение в клику: так, достаточно вспомнить, например, о положении дел, сложившемся в АПН СССР, которая полностью оторвалась от нужд школы и поставила всевозможные преграды, чтобы не допустить в свои ряды педагогов-новаторов, или о неизбрании в. АМН СССР Г.А. Илизарова, которое наглядно обнаружило степень деградации этого учреждения).
Недостатки механизмов самокомплектации могут быть преодолены, если параллельно с ними вводятся в действие механизмы, выполняющие обратную задачу - отрицательный отбор, т.е. отсев, удаление из элитной группы худших её членов. Оказывается, эволюция самокомплектующейся группы в большой мере зависит не только от того, кто и как в неё принимается, но и от того, от кого и как она очищается.
Механизмы отрицательного отбора могут строиться на разных принципах. Они могут быть как постоянными, действующими регулярно и систематически, так и временными, включаемыми от случая к случаю.
Отсев худших может делаться по критериальному принципу (удаляются не выполнившие обусловленных нормативов или не соответствующих заданному эталону) или на состязательной основе (удаляются занявшие последние места).
Наилучшие результаты даёт регулярно действующий механизм.
Важность отрицательного отбора легко продемонстрировать на спорте: скажем, при подготовке олимпийской сборной происходит не только выбор лучших кандидатов, но и удаление из команды худших; в высших Футбольных лигах каждый сезон худшие (занявшие последние места) команды удаляются, освобождая места для лучших команд из низших лиг».
Майзель И.А. и др., Интеллектуальная элита в структуре научного сообщества, в Сб.: Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга, Часть 1 / Под ред. С.А. Кугеля, Изд-во СПбУЭФ, 1993 г., с. 20-22.