Знаки социального престижа образуют две группы:
«а) Престижно-групповые.
Это состоять в неких престижных обществах и объединениях. От Академии Наук до редколлегии мухосранской районной газеты. Прикол в том, что туда принимают не каждого. И не принятый мгновенно ощущает свою неполноценность по сравнению с принятым. Он вдруг оказывается поставлен на каком-то участочке социума ниже того, кого приняли. И его социальный инстинкт ущемлён!
Союзы писателей, композиторов, художников, ПЕН-клубы; престижные студенческие клубы; а уж масонские ложи! фонды, советы, комиссии, и т.д. - причём мы имеем в виду, что это не из-за денег, там не платят, и не украдёшь (предположим), а - тебя выделили из общей массы!
Участие в делегациях, поездках, форумах, круглых столах, выставках! Самолёт, отель, шведский стол, табличка с именем, обмен рукопожатиями с иностранными гражданами - в основном такими же тщеславными халявщиками, как и ты. Но поскольку тебя - включили, а кого-то другого - нет, ты тем самым выше его, ты избранный, и социальный код сигнализирует твоему подсознанию, что ты приподнялся в иерархической пирамиде твоего социума.
(Мне доводилось видеть в старые советские времена, как немолодой серьёзный мужчина носил на лацкане чёрного костюма лауреатскую медаль, которая при ближайшем рассмотрении оказалась детским значком Всесоюзной Военно-спортивной игры «Зарница», какие давали всем бюрократически причастным тоже...)
Человеку несносно сознавать, что его могут не принять куда бы то ни было, куда приняли кого-то не лучше него. И наоборот: страшно приятно, что он состоит там, куда другого не пустили. И хрен он избавится от этого инстинкта.
б). Индивидуально-наградные.
Это придумали ещё в античности. Что характерно: номинально-наградное поощрение возникло с появлением демократических государств Греции и Рима.
В монархии, в деспотии, награда носила характер чего-то полезного и материального: земля, рабы, драгоценности, дорогое оружие или дорогая одежда с плеча владыки. И вот победил человек в Олимпийских играх: их проведение и так полису и всей Греции денег стоит, а уж земель и рабов для победителей вовсе не предусмотрено. Увенчать его лавровым венком! А супер-пупер-чемпиону - поставить статую на родине. Прибытку с этого никакого - но приятно. Знак почёта и уважения. Или награды римским солдатам: венки за то, что первым поднялся на стену штурмуемого города, или спас командира в бою, и т.д.
Тогда впервые произошло это интересное и характерное: - социальный код отделился от материального содержания. Социальный код перестал обязательно иметь материальный эквивалент.Можно сформулировать этот мелкий социальный закон - он имеет важное значение для понимания людского поведения, для прояснения мотивов и стремлений цивилизованного человека:
По мере усложнения социума - усложняющиеся формы проявления социального инстинкта теряют материальное наполнение.
Нет, не любой знак и сектор социального кода теряет свое материальное наполнение, разумеется. Но чем дальше - тем больше разрастается «виртуальный сектор» социального статуса и престижа, где за кодом не стоит ничего, что можно было бы пощупать, потребить, съесть».
Веллер М.И., Социология энергоэволюционизма, М., «Аст», 2011 г., с. 275-276.