Новая дисциплина «Социология философий» по Рэндаллу Коллинзу

В 1998 году Рэндалл Коллинз издал монументальный труд: Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change.


Рэндалл Коллинз «…не является ни философом, ни историком философии; сам он называет себя историческим социологом или макросоциологом. Фактически он выстроил новую дисциплину, название которой и вынес в титул книги: Социология философий. Эта дисциплина является дочерней по отношению к социологии науки. Если последняя сосредоточена на современности и редко «снисходит» даже до XIX века, оставляя прошлое другой дисциплине - истории науки, то социология философий по Коллинзу - это прежде всего социология интеллектуального развития на протяжении большой исторической длительности.

Главным предметом исследования являются не учения и не философы, но сети личных связей между ними, как «вертикальные» (учитель - ученик), так и «горизонтальные» (кружки единомышленников, соперничающие между собой). На основе изучения множества биографических источников Коллинз выстроил несколько десятков «сетевых карт» - схем личных знакомств между философами и учёными для всех рассмотренных им традиций. Этими картами охвачено 2670 мыслителей. Громадность эмпирического материала не подавляет, поскольку он осмыслен в единой стройной теоретической схеме.

Это единство социологической теории, применяемой к разным эпохам и культурам, следует особенно подчеркнуть, поскольку оно находится в прямом противоречии с цивилизационным подходом, до сих почитаемым среди отечественных учёных и подразумевающим уникальность, несравнимость, смысловую замкнутость каждой крупной культурной традиции (то, что Коллинз называет «партикуляризмом»).

Автору книги удаётся пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, везде с интеллектуалами происходит «одно и то же»: идёт кристаллизация групп {фракций); мыслители и их группировки ищут и используют организационные основы, спорят между собой, что составляет основу интеллектуальных ритуалов с обменом культурным капиталом и эмоциональной энергией, формулируют интеллектуальные позиции, соперничают между собой за пространство внимания, делятся на группы или объединяются в соответствии с линиями противостояния и внешней ситуацией организационных основ, заимствуют и распространяют свои идеи, комментируют классиков, переживают периоды расцвета творчества и времена идейного застоя, образуют соответствующие интеллектуальные сети (те самые связи личных знакомств между мыслителями), завоевывают долговременные интеллектуальные репутации при условии непрерывности спора во многих поколениях, достигают всё более высоких уровней абстракции и рефлексии, развивая космологические, метафизические, эпистемологические и иные последовательности».

«Социология философий» Рэндалла Коллинза - новый этап самосознания интеллектуалов в мировой истории – предисловие к книге: Рэндалл Коллинз, Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения, Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2002 г., с.10-11.