Различные подходы к анализу систем
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Различные подходы к анализу систем
Общая психологияПсихологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Возможна модель человека как системы иерархических уровней:
«- Самый общий уровень - материально-энергетический. И он есть всегда. На этом уровне человек существует всегда. Материальные частицы, из которых он состоит, были до него, будут и после. А в нём они были собраны вот в такую комбинацию. В такую систему сложнейшую. И эта система преобразовывала огромное, по сравнению со своим собственным составом, количество энергии.
- Следующий уровень - биологический. И он тоже функционирует всегда. Пока человек существует как единое целое.
- Следующий уровень... пожалуй, деятельный. Деятельность - она впереди ума идёт. Бобры строят плотины, термиты - термитники, барсук роет потрясающие норы, белка делает склады на зиму. Строительство гнезда - это труд по улучшению и обеспечению своей жизни и потомства. В конце концов, любой биологический организм живёт во взаимодействии с окружающей средой, и чем сложнее организм - тем сложнее и активнее взаимодействие.
- Дальше появляется уровень разумный. Думать много стал. И посредством этого своего разума резко усилил и усложнил всю свою деятельность. А также организацию своей стаи, - и:
- Следующий - социальный, политический уровень. Структуризация многофункционального высокопроизводительного общества.
- А превыше всего - дух человеческий: благородные порывы, поклонение Красоте, тяга к Истине, служение Добру, борьба со Злом.
Так вот весь фокус в иерархии этих уровней. А это вещь не такая простая, как кажется. Потому что надо договориться о системе отсчёта. Что считать за более главное, нужное, принципиальное, характерное, показательное. Что есть в первую очередь определяющее для человека?
От винта отойдите, пожалуйста. Студентов пропустите вперёд, они наше интеллектуальное будущее.
Последовательный физик мыслит категориями системными, кибернетическими, где принципиальной разницы между системами живыми и неживыми нет. Системные, кибернетические расчёты и закономерности ему понятны, но результаты могут не нравиться. Тогда он вспоминает о разуме и духе человека, и говорит, что на них надо уповать и напирать, чтоб было с человечеством не ужасно завтра, а как надо. Типа умом и духом подправить физическую природу.
Биолог видит везде биологию. Он норовит из биологии вывести всё остальное. Биология первична. Физика объясняет биологию. Из биологических инстинктов происходит всё общество и его деятельность. Или иначе - из потребностей организма и из обучения получается человеческая личность и её поведение. Иногда получается ужасно. И тогда надо призвать на помощь разум и дух, потому что мы умные и знаем, в чём добро, а природа наша хорошая биологическая просто искажена гадостями цивилизации: немного по неправильному пути пошла (как-то...) наша цивилизация.
Социологи вообще и экономисты в частности цель всего мироздания видят в удовлетворении потребностей человека. Устройство общества и его производственная деятельность имеют целью осчастливить человечество. Это и есть главная цель Истории, чего ж ещё. А борьба разных групп объясняется жаждой захапать больше благ. А дух и разум - это конечно, это хорошо, но это вторично: было бы меньше корма, как в прошлом, - и никакого искусства, ничего высокого. Жратва всему голова! В сущности, пан-экономическая теория человеческой истории - это вульгарный биологизм, оснащенный научно-техническим прогрессом.
Истинные и последовательные рационалисты утверждают, что разум - главное и принципиальное отличие человека от волка. И поскольку человек не дурак же, он понимает, как жить лучше, он и должен стремиться к этому лучшему для всех. К добродетели, выражаясь по-древнегречески. Но поскольку несовершенен бродяга человек, нужны, конечно, законы, в том числе и суровые. Доверяй, но заставляй.
Лица же духовные, склонные к мировоззрению божественному, те полагают Дух Божий, вдунутый в нас, всего главней. На все воля Божья. Вся история - воплощение замысла Его. Если Он может раздвинуть воды морские и остановить солнце на небе - довольно глупо искать более главные силы в мироздании. И к таковым духовным людям примыкают поборники морали, служители Добра, которые полагают Мораль, Добро и Справедливость главными движущими силами. Моральный Императив превыше всего! В этом и сущность человеческая, в отличие от звериной, что духом своим мы поднимаемся над биологией, преодолеваем её и делаемся Человеками с Большой Буквы. Это и есть цель. Счастье. Но не потребительское, а духовное. Тоже хорошо. Дешевле обойдется. Сольемся в Боге. Вечный кайф!
...Это напоминает Соломонов суд, где преданные матери хотят разорвать младенца на шесть частей. Почему шесть? Потому что на Седьмой день Бог отдыхал. Больше у нас нет для вас основных уровней человеческого бытия.
Основная ошибка существующих концепций человека в том, что полагается постоянное и принципиальное доминирование одного базового уровня.
Постоянства доминанты какого-либо уровня существования человека нет.
ЧЕЛОВЕК - МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА С ПЕРЕМЕННОЙ ДОМИНАНТОЙ
Веллер М.И., Психология энергоэволюционизма, М., «Аст», 2011 г., с. 13-15.
Замечу, что аналогичная модель была предложена мною ранее в публикации: Викентьев И.Л., Психофизиологические основы обучения ТРИЗ
Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»