Дельфийский оракул

«С тех самых пор, как на крутом скалистом южном склоне горы Парнас забил волшебный Кастальский источник, люди стали приходить сюда все чаще. Купаясь в этом источнике, они очищались от всяких злых дел и преступлений, становились пророками и поэтами. Недалеко от этого места был и другой священный источник - Кассотида, из которого пили и тоже чувствовали прилив пророческого вдохновения. Здесь же, в скале Парнаса, была глубокая трещина, из которой исходили холодные ядовитые испарения. Если сюда приходили козы, они начинали издавать необыкновенные звуки. Такое странное явление стало привлекать и людей. Вдыхая эти пары, они чувствовали в себе какие-то чудесные перемены, а многие даже падали в трещину и погибали. И тогда люди решили, что с ними говорит сама Земля, и учредили на этом месте оракул. Место это было выгодное, на скрещении дорог, и сюда стекались паломники со всех концов Греции. Но особенное значение Дельфийский оракул приобрёл после того, как стал общегреческим центром культа Аполлона. Вокруг него вырос целый город - Дельфы.

В центре города, в самой высокой его части, стоял храм Аполлона, построенный легендарными зодчими Трофонием и Агамедом в IX веке до н.э. Он был окружён крепкими стенами. Внутри этой священной территории находилось много разных сооружений. От входа к храму вела мощёная дорога. Справа от дороги в скале была ниша, куда стекала вода Кастальского источника. В ней омывались паломники. На южной стороне стояли многочисленные статуи и сокровищницы. На северной - театр и здание для собраний, украшенное изнутри картинами на мифологические темы. На северо-западной стороне был ипподром. Остатки всех этих сооружений были найдены при археологических раскопках в нашем веке. Не удалось только обнаружить главную деталь оракула - священную трещину в горе. Сам храм, по преданию, был сначала построен из лаврового дерева, затем из пчелиного воска и перьев, потом из меди и наконец из камня. На стенах храма были начертаны изречения семи мудрецов. Например: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры».

Войдя в храм, люди видели жертвенник Посейдону как одному из самых старых богов, статуи мойр, а также Зевса Мойрагета и Аполлона Мойрагета. Слово «мойрагет» означает «предводитель мойр». Такие прозвища Зевса и Аполлона говорят о том, что в это время люди уже верили в возможность управлять судьбой. Мойры подчинялись сначала Зевсу, а потом его главному  помощнику в этом - Аполлону.

Во внутренней части храма, в которую не допускали посторонних, находилась золотая статуя Аполлона, лавровое дерево и беломраморный камень, который когда-то был проглочен Кроном вместо маленького Зевса, а потом поставлен сюда как Памятник. Под ним был зарыт убитый Аполлоном Пифон. Каждый день его поливали маслом, а по праздникам на него возлагали некручёную шерсть. Считалось, что он стоит в самом Центре мира, поэтому и. называли его Омфал, то есть Пуп земли. Рядом с ним были два золотых орла с распростёртыми крыльями. По преданию, Зевс выпустил орлов с противоположных концов земли, чтобы узнать, где находится середина мира, и они встретились именно здесь. Тут же, через эту часть храма, проходила и та самая трещина в скале. А самым главным предметом в святилище был золотой треножник над трещиной, на котором восседала жрица Аполлона во время таинства получения оракула.

Называлась она пифия. Считалось, что сам Аполлон её устами выражает волю Зевса. Обряд обставлялся очень торжественно. Перед началом пифия омывалась в Кастальском источнике, надевала шитую золотом одежду, распускала волосы, украшала голову лавровой ветвью, пила воду из источника Кассотиды, жевала лавровый лист. Затем садилась на свой треножник. Дыша парами из расщелины, она приходила в состояние безумия и выкрикивала бессвязные речи. Специальные жрецы расшифровывали их и перекладывали в стихи. Причём в этих стихах обильно использовались иносказания, всякого рода метафоры. Об этом свидетельствует и одно из прозвищ Аполлона - Локсий, что значит «вещающий иносказательно».

Обычно пророчества составлялись с учётом всех обстоятельств, о которых жрецы узнавали от самих же паломников и от специальных своих агентов. Если же знаний не хватало, то пророчества составлялись так неясно и хитро, что их можно было толковать и в ту, и в другую сторону. Например, однажды к Дельфийскому оракулу обратился лидийский царь Крёз, обладавший огромными богатствами и принесший бесчисленные дары. Ему сказали, что, если он перейдёт реку Галис, то разрушит великое царство. Когда же он перешёл реку, то было разрушено его собственное царство. Жрецы потом утверждали, что пророчество сбылось в точности.

Авторитет Дельфийского оракула рос очень быстро, особенно среди аристократии. Многие люди, города и цари целых государств приходили сюда просить совета перед принятием важных решений. Ни одна экспедиция с целью образования колоний не отправлялась без соответствующего предсказания оракула. Сюда приносили богатые жертвы, и на территории храма строились всё новые сокровищницы. Дельфийские жрецы оказывали большое влияние не только на религиозную, но и на политическую жизнь всей страны. Дельфийский оракул стал общегреческим центром культа Аполлона и вообще духовной жизни Греции. Сравниться с ним по значению мог только оракул Зевса у священного дуба в городе Додона».

Гусманов И.Г., Греческая мифология. Боги, М., «Флинта»; «Наука», 2009 г., с. 180-182.

 

Замечу, что Геродот упоминает и два случая прямого подкупа жрецов Дельфийского оракула.

 

В XX веке в США в честь дельфийского оракула был назван экспертный метод Дельфи / Delphi.