Человек должен достигать результата – мнение С.Н. Фёдорова

«Он воспитывал в себе настоящего мужчину - и воспитал! Окреп физически и морально, а главное - нашёл себя. Стал офтальмологом не от безысходности, а потому, что увлекся, бурлил идеями, мир хотел перевернуть - даже пока Вселенная для него умещалась в 23-миллиметровых пределах человеческого глаза.

Тележурналист Оксана Пушкина правильно нашла ему определение в своей передаче - «человек результата». Никаких промежуточных финишей не признавал и не пытался ничем оправдать неудачи.

С сотрудниками разговаривал так же. Приходит кто-то, начинает долго объяснять, какие встретились трудности... «Меня, - он сразу же обрывал, - не интересует, куда ты ходил и что ты делал. Меня интересует результат». Когда он сам ставил перед собой какую-то цель, всё остальное переходило в разряд несущественного. Чем больше преград - тем интереснее. Практически всегда штурм удавался, пусть даже не с первой попытки.

Мне кажется, он и хирургией занимался, офтальмологией именно потому, что результат виден сразу. Был человек слепым, убрал ему катаракту - и он видит. Ходил человек в очках, сделали ему радиальную кератотомию - и мир для него сразу становится другим. Сняли бельмо, имплантировали кератопротез - и после 15, 20 лет темноты у пациента в глазах свет. Для Славы очень важно было ощущение того, что он может мгновенно дать человеку счастье, исполнить мечту, которая казалась недосягаемой. Не ждать, не надеяться долго и бесплодно, не разочаровываться мало-помалу. Сразу и быстро!

Озарения на ровном месте, конечно, не случаются, но со стороны всё выглядело на удивление просто - как всё гениальное. У него не случалось «эмоциональных стрессов», он жил в полном душевном равновесии и в ладу с собой. Идеи к нему приходили с невероятной лёгкостью, без ночных бдений и тягостных раздумий, без суеты и криков «Эврика!» Разбирая его архив, я постоянно натыкалась на какие-то театральные программки или вырванные из блокнота листки, где он наспех записывал пришедшие в голову мысли. Потом они обрастали подробностями, разговорами, расчётами, встречами. Но вообще схема была простой: придумал - пришёл на работу - обсудил - воплотил.

Он не делил время на «рабочий день» и выходные. Почему-то очень часто новые идеи приходили к нему, когда он был наедине с природой и сам с собой - на охоте, в море. Может, стихия способствовала раскрепощению мыслей и уводила от суеты, трудно сказать. Но каждый раз, когда мы уезжали отдыхать на побережье, я знала: не пройдёт и дня, как он выйдет на берег и скажет: «Ириш, тут, пока я плыл, я придумал, как можно по-новому прикреплять хрусталик». Или родит новый способ разрезов для кератотомии, алмазного ножа и так далее. А потом вцепится в эту мысль и не отпустит, пока не доведет до совершенства.

Идея «Ромашки», знаменитого Фёдоровского хирургического конвейера, родилась на моих глазах. Мы зашли на дачу к нашим приятелям, сидели, перекусывали и болтали. А у них был круглый стеклянный стол. И хозяйка предложила сесть вокруг него, чтобы легче было передвигать тарелки - как в китайском ресторане. Слава мгновенно зажёгся: «Слушай, как ты здорово это придумала. Посуды ставить много не надо, дотянуться легче, повернул столешницу - и всё. А какая замечательная может быть система операций, представляете? Посадить хирургов за круглый стол, он бы вертелся, и каждый врач делал тот этап операции, который нужно. Это сколько же больных можно оперировать одновременно, сколько времени сэкономить?»

Фёдорова Ирэн (жена), Долгое эхо любви, в Сб.: Святослав Фёдоров. 600 тысяч часов полёта. Книга памяти, М., «Фонд развития передовых медицинских технологий имени Святослава Фёдорова», 2002 г., с. 152-153.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube