Новое решение образа Отелло – воспоминание В.С. Розова

«Мне посчастливилось видеть великого английского актера Лоуренса Оливье в роли Отелло. Я знаю, всякий великий актёр, когда он берёт ту или иную роль мирового классического репертуара, делает это не просто для того, чтобы сыграть эту роль, а чтобы сказать что–то новое. Меня интересовало – что же может сказать Оливье в этой, уже почти четыреста лет не сходящей со сцены трагедии? Я видел разных Отелло, о многих читал в книгах, кумиром моим в этой роли был А. А. Остужев. Отелло душит Дездемону. Убивает по подозрению, невинную, беззащитную, любимую. […]

Оливье действительно играет Отелло по–новому. Подобного решения образа я не видел. Он передаёт характер человека, как бы стоящего на грани перехода от дикости к цивилизации.

Поясню это примером одной из сцен спектакля.

Отелло узнает со слов Яго, что Дездемона ему неверна. Он падает на колени и начинает молиться. Случайно он задевает рукой за большой золотой крест, висящий на цепочке у него на груди. Он хватает этот крест, в ярости рвёт цепочку, решительно отбрасывает крест в сторону и после этого переходит на тотем – молитву дикаря. Он быстро–быстро рассекает воздух ладонями рук и вдруг начинает биться лбом о землю. В нём уже нет христианина, он дикарь. И вот, превратившись в дикаря, он и действует согласно законам этого состояния человека. Он душит Дездемону, так сказать, законно.

Вот этот–то переход от цивилизованного человека к дикарю, вернее, возврат к тёмному прошлому, как мне кажется, и составляет суть роли Отелло в исполнении Лоуренса Оливье, его трагедию. Этим самым Отелло становится поразительно близким и современному зрителю.

Мне кажется, вернуться к состоянию дикости современному цивилизованному человеку совсем не трудно. Минувшая война показала массовость подобного явления. Так называемая цивилизация духа ещё крайне хрупка и находится в переходном состоянии. Современный человек должен помнить, что он на четверть цивилизованный человек, а на три четверти дикарь, и чрезвычайно существенно, что возьмёт верх в этом неравном поединке, особенно в наиболее напряжённые критические моменты жизни человека».

Розов В.С., Мир чувств,  в Сб.: Сейчас так не пишут / Под ред. В.И. Толстых, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 78–79.

 

Распад психических функций Джону Джексону