Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Профессионалы как Внешние обстоятельстваПрофессионалы как Внешние обстоятельства
Групповое принятие решенийГрупповое принятие решений
X
Закономерности, модели и эффекты и в группах людей от нескольких человек до нескольких десятков человек…
Профессионалы как Внешние обстоятельстваПрофессионалы как Внешние обстоятельства
Групповое принятие решенийГрупповое принятие решений
X
В Кембридже Людвиг Витгенштейн неоднократно участвовал в различных научных дискуссиях – вот как об этом вспоминают современники:
«В тот год Витгенштейн уделял много времени своим ученикам. Дважды в неделю он читал лекции по два часа каждая, еженедельно проводил двухчасовые домашние встречи, раз в неделю встречался со мной, с Элизабет Энском и В.А. Хайджабом и, наконец, обычно посещал еженедельные вечерние заседания в Клубе Моральных Наук. Атмосфера дискуссий на этих заседаниях была в высшей степени чужда Витгенштейну. Он ходил туда только из чувства долга, считая, что должен делать всё от него зависящее, чтобы дискуссия прошла с максимальной пользой. После того как оканчивалось чтение доклада, Витгенштейн неизменно брал слово первым и лидировал в дискуссии всё время, пока находился в зале. Он считал, как он говорил мне, что для Клуба не совсем хорошо, что он играет там слишком большую роль, но, с другой стороны, он не мог бы принимать участие в дискуссии только в полсилы. Он решил уходить с заседаний по истечении полутора-двух часов. Результат был следующий: обсуждение было живым и содержательным, когда присутствовал Витгенштейн, и сразу же шло на спад и становилось пустым, как только он уходил».
Норманн Малкольм, Людвиг Витгенштейн: воспоминания, в Сб.: Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель / Сост. В.П. Руднева, «Прогресс»; «Культура» 1993 г., с. 58.
И далее:
«Я приехала в Кембридж в 1930 году и до замужества летом 1931-го посещала заседания Клуба Моральных Наук. Это было время, когда молодые люди, под воздействием Витгенштейна, принялись говорить: «Утверждать, что 2 - это цифра, абсурдно: чем же ещё это может быть?» На встречи, которые вел профессор Дж. Э. Мур, приходили в основном студенты; и Витгенштейн на этих вечерах был источником возмущения (а может быть, и взрыва). Обычно он говорил длинными периодами без перерыва, используя сравнения и аллегории, вкрадчиво двигаясь по комнате и жестикулируя. Он околдовывал. Когда Мур терпеливо и внимательно слушал, его лицо выражало терпение и заинтересованность, но в то же время и вопрос.
Я могла бы усомниться в достоверности этих давних воспоминаний, если бы позже телевидение не помогло мне понять, что выражение лица, взгляд исказить невозможно, они сохраняются дольше всего, переживают слова и вообще все случайное. За этим взглядом Мура для меня стоит тогдашнее отношение к Витгенштейну всего учёного Кембриджа».
Фаня Паскаль, Витгенштейн: личные воспоминания, в Сб.: Людвиг Витгенштейн:Человек и мыслитель / Сост. В.П. Руднева, «Прогресс»; «Культура» 1993 г., с. 101.