«Итак, правила движения в «пространстве проблемы» сочетают различные принципы эффективного мышления, логику и интуицию, догадку и медленный, но верный расчёт. Сформулируем их ещё раз:
1. Детальное изучение условия (принцип проникновения, принцип бухгалтера).
2. Анализ, разбиение задачи на отдельные подзадачи, составные части, подзадачи (принцип бухгалтера, принцип снеговика).
3. Выделение нужной информации в результате тщательной сортировки (критерии, по которым проводится сортировка, вырабатываются вашим же мышлением на основе пп. 1 и 2; используются: принцип капли, принцип паутинки, принцип срезания угла).
4. Ни в коем случае не должно быть ситуации типа «мои мысли - мои скакуны»! - мышление требует последовательности, аккуратности и дисциплины.
5. И психологически важно - продолжать поиск, не сдаваться!
Между прочим, приведённые выше - и многие другие, здесь не упомянутые - принципы ориентирования в «пространстве проблемы» заметно помогают справляться с разными типами задач, встречающимися в тестах по проверке интеллекта. Главные этапы их решения, оказывается, уже можно указать. Например, для логических задач это:
- перебор возможных вариантов и запись их в виде списка или таблицы; - изучение каждого утверждения из списка с использованием специально сформулированных критериев отбора.
Цель такого сравнительного анализа - поиск ключа к решению, первого и основного звена в логической цепи. Отсекая лишние, противоречивые и тупиковые варианты, приходим к верному решению. Как отмечал Шерлок Холмс, когда будет отброшено всё заведомо невозможное, оставшееся будет правильным, даже если оно совершенно неправдоподобно. Здесь, впрочем, речь идёт о задачах с известным ответом.
Можно достаточно конкретно записать и основные приёмы решения словесных или зрительно-пространственных задач. Все эти приёмы фактически описывают разные методы выполнения умственной работы. Имея такой арсенал, проще подобрать и нужный инструмент для решения задач определённого типа.
Действительно, одинокая корова, как сказано в давнем КВН, не может служить ориентиром. Даже в нашем мыслительном пространстве. А вот принципы организации мышления могут быть прекрасными вехами при решении задач».
Латыпов Н.Н., Основы интеллектуального тренинга, СПб, «Питер», 2005 г., с. 206-207.