Порча творческого коллектива
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
Порча творческого коллектива
Деградация групп, прослоек, тусовокДеградация групп, прослоек, тусовок
X
«В Казани подвизался знаменитый по своей темной памяти Магницкий, который ввёл там не только во внешних порядках, но даже и в преподавании самое наглое ханжество, граничащее с кощунством. Конечно, крайне трудно судить о религиозном настроении кого бы то ни было, но Магницкий, публично выставлявший себя столпом святыни, в тесном кругу друзей не боялся показаться безбожником и позволял себе самые кощунственные выходки.
Он начал с того, что несколько лучших профессоров Казанского университета были им удалены, а другие разбежались сами. В числе удаленных был профессор естественного права Солнцев, обвинённый Магницким в том, что его система носит явные следы философии Канта, вследствие чего он, Солнцев, смешал божественное учение с мнениями человеческими, проистекающими из повреждённого разума, и проповедует, будто бы разум учит о правах и обязанностях, между тем как разум, пояснял Магницкий, не может быть руководителем нашей жизни, но сам обязан благоговейно внимать и со страхом повиноваться верховному законодателю. За такое преступление Солнцев был лишён права преподавания даже в частных учебных заведениях.
Преподавание философии в Казани было сведено при Магницком лишь к логике и к истории философии, изложение которой должно было иметь обязательно обличительный характер, доказывать полную несостоятельность философии и неизбежность самых пагубных заблуждений разума, коль скоро он пользуется свободой исследования. Профессорам же всех других кафедр было вменено в обязанность постоянно указывать при изложении своего предмета на проявление в нем божественной премудрости и на бессилие разума, а недостатки прежних писателей объяснять тем, что они жили во время хищнического владычества философии. И до какого кощунственного ханжества был доведён Казанский университет Магницким, видно хотя бы из того, что при нем университетский совет свои важнейшие бумаги помечал двумя датами: от Рождества Христова и от Обновления университета, под которым подразумевался произведенный Магницким разгром.
Деяния Магницкого сопоставлялись с появлением Христа на земле! Дальше уже некуда было идти. А вот пример, как велось преподавание в духе обскурантов, именно преподавание математики, предмета, который, по-видимому, не имеет никакого отношения ни к религиозным, ни к политическим разногласиям. Но это только так кажется: при особой преданности вере и престолу даже и здесь можно найти и кое-что сомнительное, и кое-что такое, чем можно воспользоваться для развития благочестия и благонамеренности.
По крайней мере, профессор Никольский на своих лекциях беспрерывно пускался в рассуждения о полнейшем согласии (sic) математики с христианским учением и оправдывал её от подозрений, будто бы она своими строгими доказательствами приучает ум к недоверчивости и пытливости (sic), и постоянно указывал, что в математике мы на каждом шагу встречаем превосходные подобия божественных истин. Например: как число не может быть без единицы, так ни вселенная, ни государство не могут быть без единого владыки; или - гипотенуза, соединяя два катета, напоминает нам о Спасителе, соединившем горнее с дольным, земное с небесным и т. д. С разгромом Казанского университета прекратилось и распространение философии Канта: после 1820 г. не появилось ни одного сочинения о ней».
Введенский А.И., Судьбы философии в России, в Сб.: Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г., Очерки истории русской философии, Свердловск, «Урал», 1991 г., с. 41-42.