Расширение человеческого ареала – как в реальном, так и виртуальном пространстве…
ИсторияИсторические модели
КультурологияКультурологические модели и их применение в других областях деятельности
X
Расширение человеческого ареала – как в реальном, так и виртуальном пространстве…
ИсторияИсторические модели
КультурологияКультурологические модели и их применение в других областях деятельности
X
«Из всех изложенных нами доказательств, по-видимому, выводятся два главных факта, которые, если только они не будут опровергнуты, должны быть принимаемы за существенное основание всемирной истории.
Первый из этих фактов состоит в том, что во всех неевропейских цивилизациях силы природы имели несравненно большее влияние, чем в европейских.
Второй факт заключается в том, что эти силы нанесли огромный вред и что, в то время как один разряд их произвёл неровное распределение богатства, другой разряд произвёл неровное распределение умственной деятельности, сосредоточив всё внимание людей на предметах, воспламеняющих воображение.
Насколько мы можем судить по опыту прошедших времен, можно сказать, что во всех неёвропейских цивилизациях эти препятствия к развитию оказались непреодолимыми и что действительно ни один народ ещё не преодолел их. Но так как Европа устроена как бы в меньшем размере против других частей света, находится в более умеренном поясе и представляет менее богатую почву, менее величественные зрелища природы и все физические явления в ней существуют в несравненно слабейшем виде, - то здесь было гораздо легче человеку сбросить суеверия, навязываемые природой его воображению, и гораздо легче достигнуть если не действительно справедливого распределения богатства, то по крайней мере чего-либо более близкого к этому, чем то, что мы находим в странах древнейших цивилизаций.
Вот почему, принимая всемирную историю за одно целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы - подчинение человека природе.
Встречается несколько исключений из этого положения в странах, населенных дикими, но для цивилизованных стран правило оказывается всеобщим. На этом великом различии между европейской и неевропейской цивилизациями основана вся философия истории; из него вытекает, между прочим, то важное соображение, что если мы желаем, например, понять историю Индии, то мы должны сперва изучить материальную природу её, так как природа имела на человека больше влияния, чем человек на природу. Если же, с другой стороны, мы желаем понять историю такой страны, как Франция или Англия, то мы должны преимущественно изучать человека, так как, при относительном бессилии природы, каждый шаг на пути прогресса увеличивал власть человеческого ума над силами внешнего мира».
Генри Бокль, История цивилизаций, Том 1, М., «Мысль», 2000 г., с. 87.