Штатная работоспособность творческой личности

«Если Флобер до десяти раз переписывает «Мадам Бовари», то Паскаль в XVII веке до пятнадцати раз перерабатывает некоторые из своих «Писем провинциалу»; Расин же целых два года трудится над своей «Федрой». О Паскале близкий свидетель рассказывает: «Он почти никогда не удовлетворялся своими первыми мыслями, какими бы хорошими они ни казались другим, и перерабатывал до десяти раз некоторые отрывки, которые всякий другой находил чудесными ещё сначала». Руссо признавал: «Мои рукописи, перечёркнутые, перепачканные, перепутанные, неразборчивые, говорят о трудах, которых они мне стоят. Нет ни одной, которую бы я не переписывал четыре или пять раз, прежде чем отдать в печать».

Михаил Арнаудов, Психология литературного творчества, М., «Прогресс», 1970 г., с. 532.

 

Категория «Работоспособность творческой личности» портала VIKENT.RU